Имущественного комплекса (бизнеса)

На рисунке 2 приведены основные цели оценки организации.


Рисунок 2 – Цели оценки стоимости организации

В соответствии с целью оценки оценщик (комиссия) выполняют следующие последовательные этапы проведения оценки организации (рисунок 3):

Этапы проведения оценки организации
  1. сбор и анализ исходной информации
2. обследование объекта оценки
3. определение предпосылок и ограничений
4. описание объекта оценки:
- история развития
- месторасположение
- площадь земельного участка
- описание имущественных прав
- состав активов объекта оценки
- виды осуществляемой деятельности
5. анализ экономического развития страны и региона:
5.1. анализ макроэкономических показателей:
- динамики объема валового продукта страны и региона
- темпов экономического развития страны
- кредитной политики
- инвестиционного климата в стране, регионе
- динамики объемов производства
- финансового состояния предприятий реального сектора экономики
- рынка ценных бумаг
- источников финансирования предприятий
- уровня занятости населения
- динамики реальных доходов населения
- уровня инфляции
- других показателей.
5.2. анализ отраслевых показателей:
- конкуренции в отрасли
- рынков сбыта
- динамики объемов производства в отрасли
- факторов, влияющих на объем производства
- динамики спроса на продукцию в целом по отрасли
- динамики экспорта и импорта продукции
- финансового состояния предприятий отрасли
- факторов отраслевого риска
- состояния и перспектив развития отрасли
- динамики инвестиций по отрасли
6. анализ рынка и стратегии маркетинга:
6.1. исследование рынка:
- ценовая конкуренция по видам продукции на рынке
- тенденции изменения цен, спроса и предложения на продукцию
- условия формирования цен и др.
6.2. анализ конкурентоспособности предприятия:
- исследование состава предприятий-конкурентов
- рассмотрение объемов производимой ими продукции
- определение сегмента рынка, занимаемого предприятием
- преимущества и недостатки предприятия по сравнению с конкурентами.
6.3. анализ маркетинговой стратегии предприятия:
- динамики объемов продаж
- динамики цен на товары и услуги
- прогнозируемого изменения спроса на продукцию.
6.4. анализ мощностей предприятия:
- анализ загрузки производственных мощностей
- краткое описание технологий производства, их преимуществ и недостатков
7. анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
- структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса
- ликвидности
- оборачиваемости активов
- рентабельности
- инвестиционных показателей.
8. выбор методов оценки и методов расчета стоимости:
8.1. методом балансового накопления активов
8.2. рыночным методом (одним или несколькими с использованием весовых коэффициентов, составляющих в сумме 1):
- затратным;
- доходным;
- сравнительным.
Виды стоимости, определяемые на основе рыночного метода оценки:
- рыночная;
- инвестиционная;
- ликвидационная;
- специальная.
9. расчет стоимости выбранными методами
10. обоснование итоговой стоимости объекта оценки(при использовании рыночного метода оценки)

Рисунок 3 – Этапы проведения оценки организации

В процессе осуществления оценки стоимости организации могут быть использованы следующие методы оценки (рисунок 4):


Методы оценки стоимости организации:  
1. метод балансового накопления активов(см. таблицу 1)  
2. рыночный метод:  
2.1 затратный 2.2 доходный 2.3 сравнительный  
Этапы аналогичны методу балансового накопления активов 2.1.1 накопления активов (основные средства, нематериальные активы, оборотные активы в части запасов и затрат оцениваются исходя из балансовой стоимости, а финансовые вложения и обязательства корректируются с учётом рыночной стоимости методами дисконтирования стоимости) Стоимость предприятия определяется путем вычитания из суммы активов, рассчитанной с учетом проведенных корректировок, суммы скорректированных обязательств и имущества, не принадлежащего предприятию Этапы: сбор и анализ информации; выбор метода расчета стоимости; выбор модели денежного потока; расчет денежного потока; прогнозирование будущего годового денежного потока и определение остаточной стоимости предприятия в постпрогнозный период; определение коэффициента капитализации или нормы дисконтирования; определение стоимости предприятия. Этапы: поиск объектов-аналогов; выбор финансовой, физической или иной базы для расчета ценовых мультипликаторов; определение стоимости предприятия (объекта-аналога) исходя из стоимости пакета акций или долей, проданных или выставленных на продажу; расчет ценовых мультипликаторов по объектам-аналогам; расчет стоимости предприятия; внесение итоговых корректировок.  
Методы расчета стоимости: капитализации по норме отдачи (дисконтированием денежных потоков) – учитывает несистематические изменения потока доходов; прямой капитализации – учитывает стабильно получаемые доходы без временного ограничения. Денежным потоком м.б.: собственный капитал; бездолговой денежный поток; дивиденды; чистая прибыль; прибыль к налогообложению; прибыль к налогообложению плюс амортизация по ОС и НА Методы расчета стоимости объектов оценки: 1. рынка капитала (при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спроса на миноритарные доли объектов-аналогов с учетом коэффициента контроля); 2. сделок (при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спроса на мажоритарные доли объектов-аналогов (без учета коэффициента контроля); 3. мультипликаторов (отраслевых коэффициентов) (при наличии данных о ценах сделок, ценах предложений и спросе на предприятие в целом, на миноритарные или мажоритарные доли, пакеты акций, капитализации объекта-аналога, рыночной стоимости объекта-аналога, рассчитанной доходным или сравнительным методом)  
2.1.2 скорректированной балансовой стоимости (то же, что и в п.2.1.1, но балансовая стоимость корректируется выборочно по объектам, по которым произошло существенное изменение рыночных цен) Стоимость предприятия определяется путем вычитания из суммы активов, рассчитанной с учетом проведенных выборочных корректировок, суммы выборочно скорректированных обязательств и имущества, не принадлежащего предприятию  
2.1.3 ликвидационной стоимости, этапы: - определение доходов от ликвидации активов; - расчет затрат на ликвидацию активов; - расчет расходов на содержание активов до их ликвидации; - расчет настоящей стоимости активов, затрат на ликвидацию, а также расходов на содержание активов до их ликвидации. Стоимость предприятия определяется как разница между выручкой от реализации активов и затратами на ликвидацию активов, расходами на содержание активов до их ликвидации, а также долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженностью. методы расчета стоимости в остаточный период: накопления активов; ликвидационной стоимости; предполагаемой продажи; модель Гордона. Определение нормы дисконтирования: - методом средневзвешенной стоимости капитала (с учетом налогообложения прибыли), - методом оценки капитальных активов (с учетом риска по видам деятельности), - методом кумулятивного построения (с учетом риска по видам риска). Корректировки на: стоимость нефункционирующих активов; прирост или избыток собственных оборотных средств; контроль и ликвидность.  
Внесение итоговых корректировок производится на: отсутствие (наличие) диверсификации производства; нефункционирующие активы; ликвидность; контроль.  
Виды стоимости, определяемые на основе рыночного метода оценки:  
- рыночная;  
- инвестиционная;  
- ликвидационная;  
- специальная.  

Рисунок 4 – Методы оценки стоимости организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: