Беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные рабочие. Политическое убежище

Разговор о гражданстве так или иначе неизбежно переходит в плоскость политических вопросов и международных отношений. В некоторых ситуациях они должны учитываться при решении вопросов гражданства.

В наш конституционно-политический лексикон, к сожалению, вошли понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы».

Россия присоединилась к международным соглашениям относительно беженцев. В 1993 г. принят Закон РФ «О беженцах». В соответствии с международно-правовыми подходами закон определил, что беженец - это лицо, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ, не имеющее гражданства РФ. Это лицо было вынуждено или имеет намерение покинуть свое постоянное местожительство на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений.

Таким образом, беженец - это иностранец или лицо без гражданства. Он либо хочет получить пристанище в РФ и просит помощи, либо уже оказался здесь и надеется на благожелательное отношение к себе. Он обращается с ходатайством и признается беженцем решением территориального органа Федеральной миграционной службы. Уже подав ходатайство, человек вправе проживать в месте временного поселения, получать по установленным нормам питание, медицинскую помощь, единовременное пособие и др. После признания лица беженцем оно получает удостоверение беженца. На основании постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. срок его действия - 3 года, однако оно может быть продлено на основании решения органа ФМС. Беженец имеет право проживать в пункте временного поселения в течение трех месяцев, за это время он должен выбрать себе в качестве постоянного местожительства населенный пункт, предлагаемый органом ФМС, или тот, где проживают его родственники, может работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь и приобретать собственность на условиях, предусмотренных в РФ для иностранцев, и др.

Прибыв к месту постоянного проживания по направлению органа ФМС, беженец получает от местных властей жилое помещение (в соответствующих населенных пунктах существует специальный жилищный фонд, предназначенный для беженцев). Местные органы оказывают помощь беженцу в трудоустройстве, а если работы нет, - регистрируют его в качестве безработного с правом получения пособия. Согласно законодательству, при Правительстве РФ учрежден Фонд помощи беженцам. Все расходы возмещаются из республиканского бюджета РФ и указанного Фонда.

Беженец имеет право обратиться с ходатайством о предоставлении ему гражданства РФ; сроки проживания в РФ, установленные законом о гражданстве как условие приема в гражданство, для беженцев сокращаются вдвое.

Беженцы в России создают много проблем. Присоединившись к международным документам о защите беженцев, РФ зачастую не имеет средств, чтобы по-настоящему помогать этим людям. А их уже немало. И пребывание лица в качестве беженца на нашей территории нередко затягивается на многие годы - ограничения сроков здесь нет. Кроме того, появилась категория иностранцев, нелегально проживающих в РФ. Многие из них также хотели бы приобрести статус беженца, обеспечивающий жилье, возможность получить работу и т. д. Но государство не может всем идти навстречу.

Есть в России также вынужденные переселенцы. Что это за люди? По существу - тоже беженцы. Но международные документы считают беженцами граждан другого государства или лиц без гражданства. А вынужденные переселенцы - это граждане РФ, которые либо внутри РФ не по своей воле покидают постоянное местожительство, либо прибывают на территорию РФ из других государств, где им опасно далее находиться.

Таким образом, россияне, покинувшие Чечню, Таджикистан и другие «горячие точки», которых в обиходе называют беженцами, с точки зрения закона - вынужденные переселенцы. Вопрос о гражданстве РФ для этих лиц не стоит. В 1993 г. был принят закон «О вынужденных переселенцах», в 1995 г. он получил новую редакцию.

Статус вынужденного переселенца лицо и члены его семьи получают на основании своего ходатайства по решению территориального органа ФМС. Закон определил, что статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии соответствующих обстоятельств срок продлевается на каждый последующий год. Лицам, достигшим 18 лет, выдается удостоверение вынужденного переселенца.

Гражданин, получивший такой статус, вправе самостоятельно выбрать себе местожительство на территории РФ, хотя может и получить для этого перечень населенных пунктов, предлагаемых ФМС. Причем он может проживать в специальном центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного размещения таких лиц. Проезд к новому местожительству для малообеспеченных или многодетных семей компенсируется государством. Вынужденные переселенцы получают помощь в трудоустройстве, при вступлении в жилищный кооператив, им предоставляются земельные участки, безвозмездные субсидии для строительства (приобретения) жилья и т. д.

Многих интересует, что такое политическое убежище, кому оно предоставляется и дает ли какие-то привилегии при получении российского гражданства. Согласно Конституции (п. 1 ст. 63), РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ. Согласно данному документу (п. 2), РФ предоставляет его лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом. Причем принимается во внимание то, что преследование направлено непосредственно против ходатайствующего лица.

С ходатайством о предоставлении политического убежища может обратиться лишь тот человек, который прибыл в РФ или находится на ее территории. Обращается он в письменной форме и лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС), излагая в ходатайстве свои мотивы. Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ. Оно не предоставляется, если лицо преследуют за пределами РФ за действия, которые и в РФ считаются преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН; если оно привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу или против него имеется обвинительный приговор суда на территории РФ; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование, или имеет гражданство такой страны; наконец, если лицо предоставило заведомо ложные сведения.

Что дает предоставление политического убежища? Согласно названному Положению, соответствующее лицо пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление убежища распространяется и на членов семьи, если они согласны с ходатайством (согласие детей до 14 лет не испрашивается).

Итак, особого положения у лиц, получивших политическое убежище (и часто называемых политэмигрантами), нет. Наиболее существенно то, что они находятся под защитой нашего государства в такой же мере, что и российские граждане. Рискнем даже предположить, что, предоставив убежище, государство готово взять на себя усиленную защиту личной безопасности человека. Ведь не секрет, что спецслужбы некоторых наших соседей, пользуясь прозрачностью границ, уже пытались похищать лиц, которых хотят лишить свободы на своей территории. Известен, в частности, пример, когда сотрудники литовских служб задержали на территории Белоруссии и вывезли в Литву руководителей литовской компартии, которые и по сей день находятся в тюрьме.

Предоставляя убежище, государство не может не учитывать, что такой шаг вызовет недовольство властей другого государства, и должно быть убеждено в том, что с точки зрения международного права лицо нуждается в защите.

Получение политического убежища, согласно ст. 19 закона о гражданстве, является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство РФ, ходатайство следует подавать на имя Президента РФ.

В последнее время, как уже указывалось, усилился приток в Россию лиц из ближнего зарубежья. Естественно, нельзя запретить приехать в РФ гражданину России, постоянно проживающему в другой стране. Однако относительно других категорий въезжающих в РФ приходится принимать меры. В частности, Президентом РФ был принят Указ от 16 декабря 1993 г. «О мерах по введению иммиграционного контроля». Осуществление иммиграционного контроля возложено на органы ФМС.

Согласно указу, они должны обеспечить контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификацию, регистрацию и учет; осуществление мер по предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранцев в установленных законодательными актами случаях и порядке; рассмотрение ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию РФ, о предоставлении убежища. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. утверждено Положение об иммиграционном контроле.

Другим указом от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» было утверждено Положение о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в РФ. Установлено, что для приглашения работников из-за рубежа работодатели должны получать разрешение ФМС. За выдачу разрешений взимается плата, она идет в доход бюджета. Общая политика выдачи разрешений, согласно Положению, должна основываться на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных мест с учетом наличия на данной территории трудовых ресурсов, отсутствия возможности их привлечения из других регионов РФ, а также равных условий и оплаты для привлекаемых иностранных рабочих.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. утверждена уточненная Федеральная миграционная программа. Она призвана учесть все миграционные потоки, включая и ожидаемый приток иностранцев в РФ на длительные периоды проживания.

Сама по себе иммиграционная политика напрямую не отражается на вопросах гражданства, однако в определенных случаях влияет на последующее их решение. Напомним, что, согласно закону о гражданстве, для его получения по ходатайству надо прожить всего 5 лет на территории РФ или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением. Таким образом, иностранцы и лица без гражданства, получившие легальную возможность жить и работать в РФ, постепенно накапливают «стаж» для последующего ходатайства о приеме в гражданство РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: