Концепции воспитания и развития в психоаналитической теории З. Фрейда

Теории развития и воспитания личности

2. Факторы развития личности:

¨ Факторы наследственности

¨ Факторы среды (мега, макро, мезо, микрофакторы)

Педагогу надо знать, что имеются три теории воспитания, в основе которых существует множество концепций, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания:

Определённый интерес представляет схема, которую предложил Й.Шванцара, которая своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трёх факторов развития человека – наследственность, среда, воспитание (Подласый И.П. Педагогика.-М., 1996.-с.91).

концепции воспитания и развития в психоаналитической теории З. Фрейда

¨ На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником

получения удовольствий.

¨ Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, накладываемыми сначала родителями, а затем и "Суперэго".

¨ На рубеже XIX - XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности.

Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д. В. Колесовым и Н. В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.
Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

¨ Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

З.Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) –

эрогенной зоной является рот

2) анальной стадии (2 до 3 лет) - главной эрогенной зоной становится задний проход, где ребенку прививаются навыки туалета

3) фаллической стадии (4 до 5 лет) –

дети внимательно изучают свои половые органы

4) латентной стадии (6 до 12 лет) –

либидо остается в покое

5) генитальной стадии (12 до 18 лет) - сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становятся половые контакты с представителем противоположного пола

На рубеже XIX - XX веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности.

Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д. В. Колесовым и Н. В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.
Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

технократическая концепция воспитания
Э. Эриксона

¨ Э. Эриксон выделил восемь стадий личностного развития, акцентируя внимание на формировании не только операциональных и познавательных умений и навыков, но и качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.

¨ На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: