Метод психоанализа на основе принципа саморазвития

Теоретическое представление о целеустремленности душевных Сил — есть основа для построения методов психоанализа «будущего». А это значит, что при организации метода проективного тестирования должны быть созданы такие условия, чтобы эволюционно молодые Силы проснулись и воплотились в проективный материал.

Следуя принципу «целевой» причинности, Адлер предлагает искать в проективном материале (сны, фантазии, рисунки и др.) не ситуацию сексуальной травмы (как Фрейд), а истинную глубинную цель личности, являющуюся «Ядром» личности.

Вот более конкретный пример «целевого» подхода Адлера: «Я никогда не подумал бы про одного мужчину, испытавшего тяжелое разочарование, что он проассоциирует «дерево» с «веревкой». Но если я знаю его цель, самоубийство, то буду с уверенностью ожидать подобную последовательность его мыслей, причем настолько определенно, что постараюсь убрать с его глаз нож, яд и огнестрельное оружие. Только в выводах, которые делает человек, проявляется его индивидуальность, его апперцептивная схема» [2, с. 21].

Следует особо подчеркнуть приоритет «будущего» над «прошлым» в трактовке причинности душевных явлений: «груз» «прошлого» не должен и не может «давить» на «будущее». «Прошлое» — лишь предусловие для развертывания истинных сущностных душевных Сил, ведущих человека к его Счастью,

Таким образом, принцип саморазвития требует разработки телеологической психологии. «Телеопсихология» должна рассматривать каждый элемент душевного мира с точки зрения вопроса: «для чего?». Поэтому психоанализ проективного материала должен использовать скорее не «прошлое» человека и человечества (детские травмы, легенды, сказки, обычаи, мифы), а «будущее» человека и человечества. «Будущее» отдельного человека, согласно Адлеру, закодировано в ранних детских воспоминаниях. А о «будущем» всего человечества могут поведать люди необыкновенные, остается только услышать этих людей.

Отсюда психологическое резюме: принцип саморазвития в психологии открыл возможность «вспомнить будущее».

4. Патологический аспект: концепция душевных заболеваний и их исцеление в трактовке А. Адлера.

Статьи словаря: Адлер Альфред [7, с. 12], индивидуальная психология [7, с. 136], неврозы (неврастения, истерия) [7, с. 234].

При рассмотрении психологического аспекта принцип саморазвития был использован в качестве критерия для выделения главной Силы «бессознательного». Патологический аспект предполагает рассмотрение типа невроза, возникающего вследствие нарушения принципа саморазвития, то есть когда Силы «прошлого» начинают доминировать над Силами «будущего».

Итак, согласно Адлеру, главной Силой «бессознательного» является скрытый Образ «Личностный идеал», устремляющий человека к его Совершенству. Пробуждение этого Образа и выход его на «сцену сознания» ведет к идеальной реализации жизненного предназначения человека, а подавление его ложными целевыми установками ведет к душевному расстройству — к неврозу по Адлеру.

4.1. Как возникает невроз по Адлеру?

Если не востребуется и даже подавляется активность главной небно-логической (следовательно, духовной) Силы «бессознательного» — целевого Образа «Личностный идеал», устремляющего человека духовному Совершенству, то нарушается индивидуальная духовная эволюция, п, в итоге, возникает невроз по Адлеру.

Душевное заболевание по Адлеру возникает по причине сильного рассогласования между неосознаваемой эволюционно молодой Силой по имени «Личностный идеал» и реальными характеристиками личности. Главным признаком этого рассогласования является отсутствие у человека «общественного чувства», которое Адлер трактует как чувство родства со всем живым на Земле и в Космосе. Именно поэтому особая душевная патология возникает при подавлении у человека этого «общественного чувства».

С другой стороны, развитие общественного чувства» является главным условием приближения человека к своему Совершенству, изначально олицетворенному в «Личностном идеале».

Конкретную трактовку неврозов можно проиллюстрировать следующим высказыванием Адлера: «Что касается «целевой установки» и соответствующего ей жизненного плана, то здесь нет никаких принципиальных различий, кроме одного, но крайне важного факта, состоящего в том, что «конкретная» цель невротика всегда находится на бесполезной стороне жизни» [2, с. 27]. Следует отметить, что Адлер часто использует синонимы термина «Личностный идеал», такие как «Целевая установка» или «Целевой образ».

Нарушение принципа саморазвития (внутренней целевой причинности) состоит в том, что человек устремляется не на внутренние цели, а на внешние, в неявном виде ему навязанные, и в этом смысле бесполезные для его истинной духовной эволюции. Эта мысль перекликается с концепцией К. Роджерса о приоритете внутренних ценностей над внешними, часто ложными ценностями (это будет обсуждаться в лекции о личности).

Ø Но откуда берется неосознаваемая целевая установка, называемая «Личностный идеал»?

«Личностный идеал», согласно Адлеру, созревает к 3-5 годам в глубинах «бессознательного». Пробуждение его в душевном мире переживается как пробуждение Судьбы, но не в фатальных деталях жизни, а в индивидуальном пути движения к Совершенству. Конечным результатом идеального воплощения «Личностного идеала» (или Судьбы) является совершенное развитие человеческой индивидуальности, а подавление его «целями, предписываемыми нормами общественной жизни» влечет за собой неврозы [1, с. 133].

Поэтому истинная Судьба человека — быть счастливым и совершенным.

«Личностный идеал» подобен изначально заложенной внутренней программе, поэтому, когда эта программа оживляется в духовной сфере «бессознательного», у человека появляется желание искать свое уникальное предназначение, или, иными словами. Смысл жизни. Причем этот Смысл, согласно принципу саморазвития, не выводим из биологической «целесообразности»—в этом и состоит отличие трактовки целеполагания Адлера от трактовок Фрейда и Юнга.

Если Фрейд считал, что «Ядро» душевного мира образовано Силами биологическими (то есть инстинктами, дающими чисто биологическую целеустремленность), то принцип саморазвития утверждает, что «Ядро» образуют Силы небиологические, то есть духовные, следовательно, здоровая целеустремленность должна быть образована пробуждением духовных Сил. Духовных потому, что они пока не играли явной роли в борьбе за выживание, потому что они являются эволюционно молодыми Силами «будущего». И именно они выйдут в «будущем» на сцену эволюции, а биологические инстинкты будут не подавлены, но одухотворены этими Силами. А если, наоборот, биологические инстинкты подавят духовные Силы, то возникнет невроз по Адлеру.

Ø Почему «общественное чувство» является главным признаком пробуждения истинного «Личностного идеала»?

Потому, согласно Адлеру, что «чувство общности» в своем широчайшем смысле означает заинтересованность в «идеальном обществе всего человечества, конечной цели эволюции» (цит. по [11, вып. 2, с. 13]).

Другими словами, степень пробуждения «общественного чувства» означает степень содействия духовной эволюции, поэтому «все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру; существа, в большей или меньшей степени асоциальные, если не антисоциальные» (Адлер цит. по [11, вып. 2, с. 13]).

Поэтому, согласно Адлеру, недостаток искреннего сотрудничества с людьми является корнем всех неврозов, а «если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком» [11, т. 2, с. 14].

Итак, по мнению Адлера, стержнем «Личностного идеала» является «общественное чувство», а при подавлении этого чувства возникает сильная душевная патология. «Во всех человеческих неудачах, в непослушании детей, в неврозах и невропсихозах, в преступности, самоубийстве, алкоголизме, морфинизме, кокаинизме, в половых извращениях, фактически во всех нервных проявлениях мы можем обнаружить недостаточность должного уровня социального чувства» (Адлер цит. по [6, с. 15]).

Таким образом, душевные заболевания, согласно Адлеру, возникают по причине сильного рассогласования между неосознаваемой Целью человека по имени «Личностный идеал» и его реальными ложными целевыми установками, причем сильная патология возникает при подавлении у человека «общественного чувства». Исходя из этого строится стратегия исцеления от невроза.

4.2. Какова стратегия исцеления по Адлеру?

1. Необходимо выявить методом ранних воспоминаний истинный «Личностный идеал», который, будучи подавленным, заявляет о своем существовании в отдельных душевных движениях, воспоминаниях, снах, фантазиях и т. п.;

2. открыть человеку, что он во власти целей бесполезных

3. приложить совместные усилия для пробуждения из «бессознательного» Образа «Личностного идеала», излучающего обыкновенную и великую человеческую Доброту.

Первое условие здоровой психики, согласно Адлеру — устремленность ее «будущее», к истинной цели духовной эволюции — к Совершенству. Это состояние называется оптимизмом.

Адлер подчеркивает, что устремленность в «будущее» организует и гармонизирует душевный мир: «Душевные явления как особый тип процессов жизни представляют собой движение, всегда направленное к финалу. Если в этом утверждении мы видим не метафору, а примем его всерьез, то из него следует вывод о том, что под влиянием конечной цели, все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionslmie) и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт. следующий за ним» [1. с. 134].

Из сказанного следует, что оптимизм или устремленность душевного мира в «будущее», направляемая «Личностным идеалом», есть то состояние, которое упорядочивает и тем самым исцеляет душевную жизнь человека, растворяя душевные травмы «прошлого», даже не вспоминая о них.

Поэтому психоанализ Адлера ориентирован не на пробуждение Либидо, а на пробуждение «Личностного идеала», которое переживается как стремление к «смутно представляемой цели личности».

Знание о скрытом в «бессознательном» «Личностном идеале», согласно Адлеру, есть ключ к разгадке душевного мира человека: «Если бы нам была известна цель личности, о которой мы (очень приблизительно) можем судить лишь по тому, как индивид преодолевает свои жизненные затруднения, то мы могли бы понять и объяснить язык душевных феноменов: как и почему возникли те или иные их особенности, почему в ходе развития были использованы те или иные врожденные свойства индивида, какими должны быть черты его характера, его аффекты, чувства, его логическое мышление, моральный облик, эстетические чувства, чтобы индивид мог достичь своей цели. Мы могли бы понять, почему в его развитии наблюдаются отклонения от нормы и насколько они велики, если бы смогли узнать, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых нормами общественной жизни» [1. с. 133].

Развивая идею исцеления от невроза, Адлер строит свою систему воспитания детей, основанную на формировании у детей самостоятельности, оптимизма и бесстрашия.

О самостоятельности: «Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени «оставлять за ребенком свободу решения», то есть представлять ему свободу выбора» (цит. по [2. с. 140]).

Об оптимизме: «Самое главное, ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее» (цит. по [2. с. 140]).

О бесстрашии: «Уверенность ребенка в себе, его личная смелость — великое счастье для него» (цит. по [2. с. 140]).

Следует отметить, что триада Адлера хорошо соответствует трем принципам причинности: развитие самостоятельности следует из принципа активности, развитие оптимизма — из принципа саморазвития и развитие бесстрашия — из пробуждения надындивидуального «общественного чувства», что соответствует принципу иерархичности, о котором мы поговорим в следующей лекции.

Итак, успех исцеления методом воспитания оптимизма зависит от искусства открыть человеку его предназначение, заложенное в его «Личностном идеале».

Ø Как узнать символику индивидуального «Личностного идеала»?

Если о сексуальной символике Фрейда догадаться не сложно, а мистическую символику Юнга можно найти в мифологии (об этом в следующей лекции), то о символике эволюционно молодых Сил с точки зрения каузального подхода в принципе невозможно говорить: ведь ее еще нет. Но с точки зрения принципа саморазвития она есть в духовной области «бессознательного».

Метод ранних воспоминаний является главным методом открытия глубинного предназначения человека (его Судьбы), воплощенного в «Личностном идеале», и одновременно — методом его исцеления. Адлер так описывает метод ранних воспоминаний:

«Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорят ему: «Вот чего ты должен ожидать» или «Вот что такое жизнь». И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание — это напоминание» (Адлер цит. по [8, с. 67]).

Но как символика ранних детских воспоминаний может быть связана с «будущим» человека? Ведь ранние воспоминания — это «прошлое».

Дело в том, что именно в возрасте 3-5 лет духовные Силы «бессознательного» в процессе индивидуальной духовной эволюции достигают пика своего пробуждения, а затем оттесняются на задний план общепринятыми целевыми установками. Но будучи оттеснены, они надолго оставляют о себе следы в памяти человека, которые, несмотря на свою нейтральность и биологическую бесполезность, почему-то ярко помнятся всю жизнь. Так вот эти нейтральные следы ранних детских воспоминаний и являются символами «Личностного идеала» человека, образованного эволюционно молодыми (духовными) Силами «бессознательного».

Именно поэтому воспоминания об этих биологически нейтральных (при этом исключаются: стрессы, конфликты, удары, падения и т. п.) символах детства являются, по сути, и воспоминаниями об индивидуальных духовных Силах. Поэтому ранние детские воспоминания есть «воспоминания о будущем».

Отсюда следует, что концентрация (или медитация) на ранних детских воспоминаниях должна иметь целебный эффект.

И действительно, Адлер, анализируя жизнь Ф.М. Достоевского, подметил целебный эффект от пробуждения духовных Сил в процессе воспоминаний раннего детства..

«Уже отчаявшись найти контакт со своими товарищами по заключению, он [Достоевский] отрекается от своего лагеря и осмысливает все свое детство, все свое развитие и всю свою жизнь» [2. с. 275].

В результате осмысления символики сюжетов ранних воспоминаний своего детства Ф.М. Достоевский отрекается от индивидуализма («Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость...») и открывает истинный для себя Смысл своей жизни: «Вся моя любовь принадлежит народу, весь мой образ мыслей — это образ мысли всего человечества» [2, с. 276].

До сих пор мы говорили о целебном свойстве оптимизма, но так устроен душевный мир—из устремленности в «будущее» следует устремленность «ввысь», что выражается в пробуждении у человека «общественного чувства».

Слова Достоевского о Смысле жизни подчеркивают, что главное в стратегии исцеления — это пробуждение в человеке «общественного чувства». Поэтому, если «Личностный идеал» уподобить китайскому фонарику, то «общественное чувство» будет божественно прекрасным его Светом.

Адлер пишет: «Действительное счастье возможно лишь тогда, когда человек будет осознавать, что человек, живущий для других, будет счастливее индивидуалиста, стремящегося к собственному превосходству. Особенно индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротических натур в детстве не было условий для развития присущего им социального чувства, и поэтому им также недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах, имеющих своим непосредственным источником это чувство» [1, с. 137].

Итак, стратегия исцеления невроза, согласно Адлеру, состоит в пробуждении «Личностного идеала» методом ранних воспоминаний, обладающих целебным свойством. Состояние оптимизма, которое при этом возникает, устремляет психику в «будущее», делая ее цельной (и поэтому целостной). А устремленность в «будущее», в свою очередь, вызывает пробуждение у человека «общественного чувства» или, Другими словами, устремляет психику «ввысь».

Таким образом, в соответствии с принципом саморазвития возникновение невроза трактуется как нарушение правила приоритета Сил «будущего» над Силами «прошлого», в результате чего нарушается индивидуальная духовная эволюция, а стратегия исцеления строится как восстановление нарушенного приоритета. Приоритет духовных Сил над животными переживается как состояние исцеляющей устремленности душевного мира в «будущее» и «ввысь».

Принцип саморазвития в патологическом аспекте рассмотрения выступает уже не только как методологический принцип причинного анализа психических явлений, в этом случае принцип саморазвития получает значимость второго закона душевного мира, нарушение которого влечет за собой соответствующий тип невроза по Адлеру.

Резюме: Быть оптимистом — полезно для организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: