Психическое развитие и факторы, обуславливающие его

Вопросы для обсуждения

1. Как происходило становление психологии развития и возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки?

2. Охарактеризуйте принципиально отличающиеся позиции в понимании детерминации психического развития человека.

3. В чем существо биогенетического закона?

4. Какое преломление биогенетический принцип получил в психологии?

5. Почему методы, использованные С. Холлом, не могли привести к созданию обоснованной концепции психического развития в детстве?

6. Обозначьте основные тенденции в психологии развития в период первой трети XX в.

7. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

8. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в подходах М. Монтессори и А. Гезелла? Какие педагогические выводы логически следуют из их взглядов?

9. Какова основная идея теории К. Бюлера?

10. В чем ограниченность метода зоопсихологического эксперимента в детской психологии? Что можно и что нельзя установить с его помощью?

Задания для СРС

1. Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.

2. Рассмотрите «Конвенцию о правах ребенка» с позиций исторического подхода к анализу детства.

3. Представим ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. В живых остались только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет проходить психическое развитие детей?

Семинар № 4

Теории психического развития

Вопросы для обсуждения

1. Назовите мотивы, лежащие в основе человеческого поведения по мнению 3. Фрейда.

2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза по мнению З. Фрейда. В чем состоят предпосылки возникновения внутреннего конфликта человека?

3. Почему подход психоанализа к пониманию психического развития может быть охарактеризован как преформистский?

4. Как трансформировался психоаналитический подход в детском психоанализе (цели, методы, способы коррекции)?

5. Охарактеризуйте наиболее важные понятия теории Э. Эриксона.

6. Почему концепцию Эриксона называют: психосоциальнойтеорией развития личности, эпигенетическойконцепцией, концепцией жизненного путиличности?

7. С чем связан кризис по мнению Э. Эриксона? Какие условия и факторы препятствуют позитивному выходу из кризиса, а на что можно опереться?

8. Основные положения теории Ж. Пиаже.

9. Теория Ж. Пиаже: за и против.

Задания для СРС 1. Прочитайте 3 главу повести Л. Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона.

2. Есть задачи, которые ребенок не может решить с помощью образного мышления. Они требуют логического мышления, использования понятий. Это задачи, которые нельзя в наглядной форме, а можно только обозначить словами. Это «задачи Жана Пиаже», где от ребенка требуется установить, меняется ли количество жидкости, если из пробирки, в которой был одинаковый уровень жидкости с другой такой же пробиркой, перелить ее в пробирку, имеющую больший диаметр, то ребенок скажет, что воды стало меньше.

Ошибка ребенка объясняется тем, что он судит о количестве воды по высоте столба воды в пробирке. Дети не могут представить себе количество воды отдельно от ее уровня. Жан Пиаже утверждал, что детям до 7 лет недопустимы полноценные действия с числом. Логические операции развиваются только к 11-12 годам.

Можно ли опровергнуть утверждение Ж. Пиаже? С помощью чего это можно сделать?

3. Наблюдения за детьми подтверждает, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение», - замечает З. Фрейд.

Припомните случаи из взаимоотношений с ребенком, подтверждающие данное суждение З. Фрейда.

4. Э. Эриксон, изучая воспитание детей в индейских племенах обнаружен, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает воспринимает как единственно правильный. Чем определяется тот или иной стиль воспитания в культуре?

5. Э. Эриксон писал, что продолжительное детство делает из ребенка виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах. Выскажите свое отношение к суждению Э. Эриксона. Происходит ли удлинение периода детства с развитием общества? Почему концепция жизненного пути личности Э.Эриксона называется эпигенетической?

6. Ребенок впервые увидел помидор. Как ребенок должен осуществлять действия ассимиляции и аккомодации? (По Ж. Пиаже)

7. Митя снова и снова дергает шнур. Ему это доставляет удовольствие. На какой стадии развития интеллекта (по Ж. Пиаже) находится Митя? Каков его примерный возраст?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: