Самоанализ внутреннего мира

Упражнение 1. * Психологический дневник

Это упражнение, предложенное известным специалистом в области синтеза Роберто Ассаджоли и направленное на развитие личности, достижение ею духовного роста, может использоваться в различных вариантах.

Предлагаем разработанные нами варианты ведения той части дневника, которая имеет своей целью помочь уяснению переживаний, их точной вербализации, выявлению их причин и анализу последствий. Это дает возможность еще раз пережить те ЭС, которые были нам приятны, и "выпустить пары", описывая на бумаге отрицательные эмоции, кипящие внутри нас.

Письменный анализ позволяет разобраться в путанице возникших и пережитых состояний, оценить их определенным образом, одни из них сохранить в своем опыте, а от других отказаться.

Кроме вербальных записей, в дневнике можно делать зарисовки, применять абстрактные символы или другие способы отображения чувств. Нередко именно такое свободное спонтанное рисование отражает наше подсознание и способствует лучшему пониманию себя. С этой целью можно использовать авторские описания эмоциональных состояний человека, бес-конечно разнообразно представленных в художественной ли-тературе.

В дневник рекомендуется записывать:

- наиболее яркие переживания;

- противоречивые, конфликтные эмоциональные состояния;

- доминирующие эмоциональные состояния или чувства;

- амбивалентные ЭС.

Можно также фиксировать:

- изменения ЭС;

- внешние формы проявления ЭС и чувств;

- индивидуализированность, непохожесть ваших переживаний в сравнении с тем, что переживают в подобных ситуациях другие.

В записях следует определить обстоятельства и причины, вызвавшие данное переживание, его последствия, ваше отношение к нему, отношение к его проявлению окружающих. Особенно важно зафиксировать динамику своих переживаний, возникновение новых и исчезновение прежних.

В дневнике рекомендуется отмечать наиболее сильные отрицательные эмоции, испытываемые к другим людям, что позволяет выявить неосознанные проблемы и трудности, касающиеся отношений с окружающими, которые могут возникнуть в будущем.

Фиксирование постоянных сильных положительных переживаний откроет "секрет вашего сердца", поможет осознать ваше отношение к кому-то. Если вы зафиксируете многократно повторяющийся сердечный трепет, томление разлуки, радостное смятение, предчувствие и ожидание его (ее) прихода, радость встречи, желание как можно чаще и дольше быть вместе с определенным человеком - знайте: вы к нему неравнодушны. Может, увлечены? Влюблены? Любите?

Полезен анализ внешних форм проявления ваших переживаний, богатства, выразительности (бедности, невыразительности) внешней экспрессии (мимика, пантомимика, вокальная экспрессия и т.д.).

Не забудьте описать в дневнике наиболее критические состояния в вашей жизни, способы выхода из них. Что произошло в вашем внутреннем мире вследствие подобных кризисов? Вспомните, что Л.Н. Толстой пишет о Нехлюдове (см. Приложение II, 13, 14).

Уделяйте должное внимание своим положительным переживаниям, воспоминание о которых всегда прекрасно. Слова "помню", "вспоминаю" могут появляться в вашем дневнике достаточно часто. Вспомните И.Бунина:

Как забыть этот ночной зимний звон колокольчиков, эту глухую ночь в глухом снежном поле, то необыкновенное, зимнее, с рое, мягкое, зыбкое, во что сливаются в такую ночь снега с низким небом, меж тем как впереди все чудятся какие-то огоньки точно глаза каких-то неведомых, ночных, зимних порождений! Как забыть снежный ночной полевой воздух, холодок под енотовой шубой сквозь тонкие сапоги, впервые в жизни взятую в свои молодые, горячие руки вынутую из меховой перчатки девичью руку - уже ответно, любовно мерцающие сквозь сумрак девичьи глаза!

Постарайтесь дать себе отчет в том, какие уроки вы извлекаете из своего эмоционального опыта, что вы в нем принимает и что отвергаете, что вам дорого.

Помните, у А.С. Пушкина:

И с отвращением читая жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь.

И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Не менее интересен самоанализ чувств, интерпретации которого можно учиться у героев художественных произведений. Познакомимся, например, с воспоминаниями одного и героев И.Бунина:

В ту весну мне шел всего шестнадцатый год. Однако, воротясь в Батурино, я уже совсем утвердился в мысли, что вступление мое в полноправную, совершеннолетнюю жизнь завершилось.

Мне еще зимой казалось, будто я уже знаю многое, необходимое всякому взрослому человеку: и устройство вселенной, и ка«кой-то ледниковый период, и дикарей каменного века, и жизнь древних народов, и нашествие на Рим варваров, и Киевскую Русь, и открытие Америки, и Французскую революцию, и байронизм, и романтизм, и людей сороковых годов, и Желябова, и Победоносцева, не говоря уже о множестве навеки вошедших в меня лиц и жизней вымышленных, со всеми их чувствами и судьбами, то есть всех этих тоже будто бы по всякому необходимых Гамлетов, Дон- Карлосов, Чайльд-Гарольдов, Онегиных, Печориных, Рудиных, Базаровых... Теперь жизненный опыт казался мне огромным. Я воротился смертельно усталый, но с крепкой готовностью начать жить какой-то уже совсем "полной" жизнью. В чем должна была быть эта жизнь? Я полагал, что в том, чтобы испытывать всех ее впечатлений и своих любимых дел как можно больше каких-то высоких поэтических радостей, на которые я считал себя имеющим даже какое-то особенное право. "Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем...". С прекрасным упованьем входил и я в нее... хотя какие были у меня на то основания? шло чувство того, что у меня "все впереди", чувство своих молодых сил, телесного и душевного здоровья, некоторой красоты и больших достоинств сложения, свободы и уверенности движений легкого и быстрого шага, смелости и легкости, - как, например, ездил я верхом! Было сознание своей юношеской чистоты, благородных побуждений, правдивости, презрения ко всякой низости (И Был повышенный душевный строй, как прирожденный, так и приобретенный за чтением поэтов, непрестанно говоривших эком назначении поэта, о том, что "поэзия есть бог в святых мечтах земли", что "искусство есть ступень к лучшему миру". Бы- какая-то душу поднимающая отрада даже в той горькой страстности, с которой я повторял в иные минуты и нечто совсем противоположное - едкие строки Лермонтова и Гейне, жалобы Фауста, обращающего к луне за готическим окном свой предсмертный, во всем разочарованный взор, или веселые, бесстыдные изречения Мефистофеля... Но разве я не сознавал порой, что мало иметь крылья, чтобы летать, что для крыльев нужен еще воздух и развитие их?

«В душе у каждого есть мир незримых чар,/ Еще не вспыхнувший, но ждущий пробужденья", - писал К. Бальмонт. Умеете ли вы быть счастливым человеком? Радоваться самому обычному в жизни? Видеть мир во всем его многообразии и ве- ликолепии? Помните ли вы мгновения, когда в сердце вашем «струилась и пульсировала священная кровь бытия" (И. Ильин? Знакомо ли вам состояние, описанное И. А. Буниным:

Ночь наступила, день угас,

Сон и покой - и всей душою

Я покоряюсь в этот час

Ночному кроткому покою.

Как облегченно дышит грудь!

Как нежно сад благоухает!

Как мирно светит и сияет

В далеком небе Млечный Путь!

За все, что пережито днем,

За все, что с болью я скрываю

Глубоко на сердце своем, -

Я никого не обвиняю.

За счастие минут таких,

За светлые воспоминанья

Благословляю каждый миг

Былого счастья и страданья!

Были ли у вас дни, о которых могли бы сказать словами ген роев И.Тургенева:

... А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года...

...Вся душа странной тоскою томится.

...Радостное торжество какого-то бессмертного счастья...

...Смутное и странное состояние духа...

Странная, сладкая, мучительная отрада...

Радость блаженная, страстная, чистая...

...Тайная и тихая скорбь...

...Тяжкое недоумение и небывалая грусть...

Невыносимо тающее ощущение пустоты...

...Чувство собственного ничтожества, бессильная злость...

Чувство невольного, себялюбивого сожаленья...

...Унылое тяжкое отчаяние...

...Радостная и непонятная тревога...

В дневнике можно отвести несколько строк описанию ваших переживаний, возникающих под воздействием художественного произведения. Кто знает, может, эта дневниковая запись найдет преломление в вашем будущем творчестве и вы сможете, как герой И. Бунина, написать:

Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к "Руслану":

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том...

Казалось бы, какой пустяк - несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле.

У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня "Старосветские помещики" и "Страшная месть". Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, "жизненный состав".

Упражнение 2. *Автобиография

В контексте решения проблемы эмоционального развития личности результативным является упражнение, получившее название "Автобиография". Психологу, работающему с клиентом, важно знать некоторые формальные данные (дата и место рождения; национальность; социально-экономический статус семьи; число братьев и сестер; совместное проживание бабушки и дедушки; ваше место в семье; социальное окружение и естественные условия проживания. Включая в свою автобиографию эти чисто внешние данные, следует указать, какое воздействие они оказали на вас как на личность, как сказались I на развитии вашего внутреннего мира. Не менее полезна ваша н "эмоциональная" автобиография, позволяющая заново пережить прошлое и лучше в нем разобраться.

По совету Р. Ассаджоли, манера изложения автобиографии должна отвечать нескольким требованиям.

Выбор способа изложения автобиографии произволен. Одни предпочитают хронологический порядок, другие описывают события, которые кажутся им особенно важными. Возможен и вариант сочетания обоих подходов.

Запись желательно вести в простой и свободной форме. Самое важное - отразить поток мыслей. Запись должна как к бы фиксировать "поток сознания", обозначать наиболее важные темы и моменты.

Важно описать свою жизнь честно и беспристрастно, не выбрасывая ничего, что может представить вас в невыгодном свете. Необходимо отметить то, чего вы стыдитесь, указать ваши слабые стороны и болезненные точки.

В автобиографии "для себя" желателен расширенный, подробный вариант. Более лаконичным, упорядоченным, кратким может выглядеть вариант, рассчитанный на ознакомление с ним других. В обоих случаях слово - за вами.

Поскольку большая часть событий нашей жизни сопровождается определенными переживаниями, в автобиографии важен не только их перечень, но и анализ их значимости для вас, вашего развития.

Любая автобиография - это, прежде всего, экскурсия в прошлое. Что-то забылось, изгладилось из памяти, но что-то осталось навсегда. Психологи утверждают, что помнится прежде всего то, что вызвало сильные и глубокие переживания, оставив свой след на долгие годы. Что это было? Праздники в вашем доме? Ссоры ваших родителей? Или свет их любви? Серость прошедших дней или их насыщенность волнующими событиями? Прочитанная книга, поразившая красота природы? Прекрасная музыка? Улыбка ребенка? Ваша первая любовь"? Достижение успеха в чем-либо? Открытия и прозрения, столь свойственные юности?

О чем вам хочется писать, в чем вы хотите разобраться, за что поблагодарить жизнь и что в ней осудить? Знаете ли вы сомнения, разочарования, муки совести? Стыдитесь ли чего- либо в своем прошлом? Какие уроки вы вынесли из него?

Конечно, вы пишете в автобиографии то, что считаете нужным. Ваша автобиография может превратиться в своеобразную исповедь, обрести форму воспоминаний, наполниться не только перечислением формальных данных, но и "обрасти плотью и кровью". Ведь вы пишете психологическую биографию!

Дневник и психологическая автобиография могут вместить ваши рассуждения и воспоминания не только о самом себе, но и о других людях, об определенных событиях, которые оставили глубокий след в вашей жизни.

Обратитесь к философско-психологической автобиографии А.Бердяева, к автобиографическим признаниям А.Лосева, Ф.Ницше или к "Дневнику" братьев Эдмона и Жюля де Гонкуров, и вы найдете пример того, как полно и разносторонне человек может понимать себя и других людей. Приобщение к миру чувств и размышлений незаурядных людей помогает глубоко понять самого себя.

Внутренний диалог - важнейшее средство саморазвития личности. "То, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга", - писал Л.С. Выготский. Такой диалог может быть немым, невысказанным вовне. "Оказалось, что раздумье - мысленный диалог - это на самом деле диалог, в котором один собеседник молчит, а другой, вопреки грамматическим правилам, называет его не ТЫ, а Я, чтобы втереться к нему в доверие и разузнать самые сокровенные помыслы" (А. Кестлер).

Но рефлексия может быть означенной, высказанной словом. Овладение методами самоанализа стимулируется специальными упражнениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: