Упражнения на овладение умениями пользоваться терминами-понятиями в описании эмоциональной сферы человека

Упражнение 1. **Первая буква (вторая, третья)

Называется первая буква алфавита. Участники тренинга должны вспомнить максимальное количество терминов-понятий, начинающихся с этой буквы: агрессивное, апатичное, азартное, активное, альтруистическое чувство, аффект...

Упражнение 2. ** Алфавит

Каждый участник должен записать термины-понятия, обозначающие ЭС и чувства человека. Время выполнения задания - 1 минута. Слова записываются сокращенно.

Упражнение 3 **Акрослово

По вертикали записывается любое слово, затем за буквами, Доставляющими слово, по горизонтали дописываются термины-понятия ЭС и чувства, названия которых начинаются с соответствующей буквы, например:

а альтруистическое

с сентиментальное

с смутное

о острое

ц целеустремленное

и игривое

а апатичное

ц ценное(ценимое)

и интеллектуальное

я яростное

Упражнение 4. * 'Синестезия

В "продвинутой" группе можно предложить достаточно сложное задание: называя эмоции или чувства, использовать синестезические определения. Например: грусть - сладкая, светлая, легкая, тяжелая, глубокая, острая...

Упражнение 5. ** Оценка

Используя шкалы эмоций (см. табл. 3, 4), необходимо оценить свои эмоции и чувства в определенных ситуациях:

1) в раннее летнее утро; в час одиночества; вечером в Сочельник; в часы размышлений о...;

2) после концерта; после пpoгулки в лесу (парке); после посещения церкви; после активного участия в диспуте, в подготовке и проведении вечера;

3) после того, как вы совершили доброе дело; после т как вы совершили злой поступок;

4) после того, как вы выполнили важную и нужную рабо1 после успешно сданного экзамена и т.д.

Называя те или иные эмоции и чувства, следует добавить оценочные эпитеты. Например: грусть - упоительная, легка] томительная, давящая, благотворная, тягостная, ценная, облагораживающая и т.д.

В процессе работы можно использовать приводимые в книге примеры, а также субстантивную и атрибутивную шкалы (см. табл. 3, 4).

Упражнение 6. ** Рисунок

Участникам предлагается инструкция: "Нарисуйте наибо лее часто переживаемые вами эмоциональные состояния:

- положительные;

- отрицательные.

Обозначьте их соответствующим понятием. Отметьте те из них, от которых вы хотели бы избавиться.

А теперь нарисуйте те эмоциональные состояния, которые вы хотели бы переживать возможно более часто. Обозначьте их соответствующими понятиями".

Упражнение 7. ** Бегущая волна

Каждый из участников называет одно из определений того или иного чувства: радость - безмятежная, блаженная, светлая, чистая; грусть - томительная, упоительная, светлая, легкая; тоска - светлая, угнетающая, доставляющая наслаждение, облагораживающая, испепеляющая и т.д.

Другой вариант: выстраивается лексический ряд терминов-понятий, обозначающих

положительные ЭС: отрицательные ЭС:

радость печаль

уверенность смятение

гордость за... стыд за...

Возможно также использование «Оценочной шкалы ЭС»

активное пассивное

расслабляющее мобилизующее

блеклое яркое

чистое грязное

светлое темное

легкое тяжелое

затаенное открытое

окрыленное приземленное

уничижающее и т.д возвышающее и т.д.

Упражнение 8. **Россыпи слов

Из определенного набора слов необходимо составить пред- ожение. Психолог заранее подбирает текст, включающий ху-дожественное описание эмоциональных состояний человека. Важно адекватно соотнести все эпитеты, метафоры, сравнения р) словом, которым автор охарактеризовал то или иное чувство.

Но где же эти дни беспечных ликований,

Дни искренней любви? Увы, осенних гроз

Они не вынесли, - и вот царит мороз

Тоски, усталости, и нет очарований.

П. Верлен

Дни, усталости, осенних, гроз, увы, но, где же, ликований, эти, беспечных, не, дни, они, царит, и вот, мороз, очарований, п нет, тоски, вынесли, эти, искренней.

Можно "рассыпать" слова и из других стихотворных строк II. Верлена:

Целует клавиши прелестная рука...

(О песня милая, любимая когда-то!)

Плывет застенчиво, испуганно слегка, -

И все полно ее пьянящим ароматом.

Как нежно вы меня ласкали

Так незадолго до разлуки,

О эти маленькие руки,

Которыми мои печали,

Мои томленья и смятенья...

Преображалися в мечтанья!

Можно предложить более простые задания, состоящие только из двух строк:

Кто знает мрак души людской,

Ее восторги и печали?

У каждого из нас есть мир незримых чар,

Еще не вспыхнувший, но ждущий пробужденья.

Последние строки Н. Гумилева и К. Бальмонта можно использовать в качестве самостоятельного упражнения. Возможны примеры и из прозы:

И приходило... чувство... великого покоя, и необъятного счастья, и неизъяснимой печали...

И было на душе так больно, такая тоска овладела ею, для какой нет на нашем языке ни образа, ни сравнения, ни слова.

Волнуется моя душа... стремится к горнему и дальнему полету... волнуется моя душа.

Но что бы ни делалось вокруг, чувство необыкновенного счастья не оставляло Татьяну Алексеевну, укрепилось твердо, стало чувством жизни.

Из произведений Л. Андреева

Упражнение 9. **Дифференциация

Каждый из участников распределяет по группам свои чувства по отношению:

- к разным людям (приятным - неприятным, родным, друзьям и т.д.);

- предметам (любимая книга, любимая игрушка);

- произведениям искусства (любимое музыкальное произ-ведение, любимая картина, любимое стихотворение и т.д.);

- временам года, погоде (плохая - хорошая, солнечная - дождливая...);

- деревьям, цветам...;

- животным...;

- птицам...;

- цветовой гамме;

- запахам;

- красивой одежде, аксессуарам и т.д.

Упражнение 10. **Богатство языка

Члены группы садятся лицом друг к другу и по цепочке называют эмоциональные состояния, обозначаемые именами существительными: сначала только положительные ЭС (радость, грусть, восторг, умиление, умиротворение), затем толь- Ко отрицательные (стыд, злоба, тревога, скука, тоска, злость).

Далее членам группы предлагается назвать сложные, амбивалентные эмоциональные состояния (стыд и восторг, наслаждение и страх, радость и тревога, пугливо и сладостно, мучительное счастье, грустная радость, горькое наслаждение, Печальное веселье, сладостный укор и т.д.).

Варианты этого задания:

** а) используя наречия, назовем известные нам эмоциональные состояния и чувства различной или одной модальности: печально, стыдно, плохо, больно, тяжело, легко, беспокойно, досадно и т.п.;

** б) выделим среди них синестезические (смутно, горько, кисло, сладко, легко, мрачно и т.д.); амбивалентные (грустно и легко, тревожно и радостно, жутко и приятно, страшно и весело, стыдно и смешно и т.п.).

* Еще один вариант данного упражнения включает задание дать описание одного и того же эмоционального состояния, используя различные части речи (мрачнеет, мрачное, мрачно; бессильная злоба, обессилел, бессильно; веселье, весело, веселиться; испуг, испуганно, испуганный, испуган).

Поскольку участники тренинга, как правило, самостоятельно используют ограниченный круг понятий для обозначения переживаний (своих и чужих), можно предложить специально заготовленный терминологический словарь, используя который они будут описывать свои ЭС в заданных ситуациях: восход солнца, весенняя капель, дыхание весны, первая встреча, расставание и т.д.

Возможно использование художественных текстов-образцов.

ОБЛАКА

Я полюбил облака еще ребенком. Я не знал, за что, и не мог бы тогда рассказать, чем они меня пленяют. Но я мог любоваться ими без конца. Они казались мне живыми существами, которые сами плывут в блаженную даль и меня зовут с собою: там жизнь воздушна и светла, легка и радостна. Какие-то Желанные сны просыпались в душе, какие-то чудесные сказки завязывались в этих облаках. Я засматривался на эти воздушные сказки, пока не заболевала шея и не начиналось тихое головокружение; кто-нибудь из старших называл меня "ротозеем", и я ходил некоторое время словно пьяный. О, любимые друзья моих детских мечтаний, кроткие, ласковые, озаренные... Мы ничего не требовали друг от друга, мы ничего не обещали друг другу; они только плыли н мною, а я наслаждался ими и забывал мои детские огорчения.

Я уже давно вырос, но ребенок живет во мне по-прежнему радуется на своих старых и всегда юных друзей. А говорят, будто на свете нет вечной привязанности... Как только жизнь становится мне в тягость, как только земные обстояния кажутся мне непосильными - я обращаюсь к облакам, я ухожу в их созерцани утешаюсь.

Совсем незаметно и неожиданно оказываешься в другом м ре, живущем по иным законам и радостно принимающем тебя в свой состав. Какая дивная вознесенность надо всем, и как она легка; она дается им сама собою, без малейшего труда: она у них врожденная. И потому они сами так легки, так скромны, так с свободны от всяких притязаний; они, наверное, не знают ничего своей величавости и вознесенности. Или, может быть, они все же смутно ощущают эту могучую, неизмеримую, божественную высоту, которая простирается над ними?..

И потом - эта тишина, это спокойствие, эта дивная беззвуность! Она изливается от них и воспринимается нами как облегчение, как отпущение и освобождение. И в глубине души родится лермонтовская мечта стать как они: приобщиться их беззабот сти, бесстрастию их воздушных игр, безболию и безволию этих светорожденных созданий.

Облака дают нам самозабвение, уводят нас от дневной забо смягчают и утоляют наш гнев, разрешают все судороги души, улучшают ее жадность, рассеивают ее сумраки и смягчают ее упрям во, - столь бесстрастно и свободно их течение, столь кротко и благодушно их легкое естество. Успокаивается ожесточенная воля и сладостно становится человеку ничего не желать и иметь право на безволие. Отдыхает утомленная мысль - и упоителен оказывается покой бездумия, рассредоточенного и наивного неразумия. Изболевшееся сердце перестает любить или не любить, звать» или возмущаться - целебно льется в него бесстрастие тишине смирения и благодарности. И вся душа очищается, созерцая этот символ земной отрешенности и небесной благости - все покрывающей и прощающей щедрости.

И. Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцании

Задания следует постепенно усложнять. Членам группа можно предложить, например, составить комплексный вербальный эталон названного ЭС (неудовлетворенность собой, восхищение), в который должны войти как названия отдельных его составляющих, так и указание причин и следствий переживаемого состояния, его экпрессивные характеристики.

Пусто, громадно и холодно было наверху, и казалось, что все пространство от земли до неба наполнено вечным ужасом и вечной тоской. "Там - бог!" - подумал Ромашов, и вдруг, с наивным порывом скорби, обиды и жалости к самому себе, он заговорил страстным и горьким шепотом:

- Бог! Зачем ты отвернулся от меня? Я - маленький, я - слабый я - песчинка, что я сделал тебе дурного, бог? Ты ведь все можешь ты добрый, ты все видишь, - зачем же ты несправедлив ко мне, бог?

Но ему стало страшно, и он зашептал поспешно и горячо:

Нет, нет, добрый, милый, прости меня, прости меня! Я не больше. - И он прибавил с кроткой, обезоруживающей полностью: - Делай со мной все, что тебе угодно. Я всему повинуюсь с благодарностью.

Так он говорил, и в то же время у него в самых тайниках души шевелилась лукаво-невинная мысль, что его терпеливая покорность растрогает и смягчит всевидящего бога, и тогда вдруг случится чудо, от которого все сегодняшнее - тягостное и неприятное окажется лишь дурным сном.

Что-то зашуршало и мелькнуло на той стороне выемки, на самом верху освещенного откоса...

- Хлебников! Ты? - окликнул его Ромашов.

- Ах! - вскрикнул солдат и вдруг, остановившись, весь затрепетал на одном месте от испуга...

' На секунду офицеру сделалось страшно. Эта бессонная лихорадочная ночь, чувство одиночества, ровный, матовый, неживой свет туны, чернеющая глубина выемки под ногами, и рядом с ним молчаливый, обезумевший от побоев солдат - все, все представилось ну каким-то нелепым, мучительным сновидением... Но вдруг прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания охватил его душу. И, чувствуя свое личное горе маленьким и пустячным, чувствуя себя взрослым и умным в сравнении с этим забитым, затравленным человеком, он нежно и крепко обнял Хлебникова за шею, при-' тянул к себе и заговорил горячо, со страстной убедительностью:

- Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже нехорошо, поверь мне. Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть... Это надо.

Бесконечная скорбь, ужас, непонимание и глубокая, виноватая жалость переполнили сердце офицера и до боли сжали и стеснили его. И, тихо склоняясь к стриженой, колючей, грязной голове, он прошептал чуть слышно:

-- Брат мой!

А. Куприн. Поединок

Выполнение подобного упражнения стимулирует более глубокое осознание собственного внутреннего мира и видение индивидуального своеобразия этого мира у других.

Такое задание может выполняться и письменно (возможен вариант домашнего задания), и устно. Оно рассчитано на использование в так называемой продвинутой группе.

Достаточно эффективно данное упражнение в группах обучающего тренинга, ибо практическому психологу (тем более психотерапевту) предстоит научиться распознавать "конструкции" человеческих переживаний, чтобы уметь подключаться к ним в беседе с пациентом. Нередко простая констатация мыслей и чувств клиента, анализ их причин и последствий оказывается очень эффективным средством, а нередко единственно возможным терапевтическим ответом. Но для того, чтобы уметь подняться до этой констатации, нужно иметь достаточно разносторонний опыт познания внутреннего мира человека. Именно такой опыт и приобретается в обучающем тренинге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: