Правовое регулирование экологической информации

Конституционное экологическое право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду [1]. Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Среди экологических прав ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) выделяет право граждан РФ и общественных и иных некоммерческих объединений на экологическую информацию.

В соответствии с п.1 ст.11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В связи с этим граждане имеют право согласно п.2 ст. 11 указанного закона направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране. Следует отметить, что между положениями п.1 и п.2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды существует коллизия, поскольку п. 1 ст. 11 указанного закона предоставляет возможность каждому гражданину направлять соответствующие обращения, а п.2 - только гражданам в местах своего проживания.

ФЗ от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» дает понятие информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и определяет ее как сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. Определение охватывает лишь часть объема экологической информации, поскольку дано только для целей названного Закона.

Вышесказанное также относится и к определению, содержащемуся в ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также о радиационной, химической, медико-биологической, экологической безопасности на соответствующих территориях.

Закон об информации в зависимости от порядка предоставления или распространения информации, в т.ч. и экологической, подразделяет ее на следующие виды:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В соответствии с указанным законом не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды.

В ст. 6 ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривается, что информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: