По созданию новых образов действительности
Итак, исходя из приведенных выше мнений психологов, воображение – это не память,
хотя и связано с ней (оперерирование представлениями), это и не мышление, хотя и вклю-
чено в него. С другой стороны, воображение – это и память (как вид представлений), и вид
мышления. Где же истина?
Истина, как мне представляется, содержится в одном слове, которое в отношении
воображения использовал Л. С. Выготский: воображение – это деятельность (психическая),
направленная на создание нового образа, в процессе которой используются различные дей-
ствия (анализ, абстрагирование, синтез) и операции (агглютинация и др., о которых речь пой-
дет ниже). В деятельности же необходимо участие многих психических процессов (функ-
ций), в том числе памяти (образы прошлого – представления, как исходный материал для
преобразований) и мышления как самого преобразования.
Современное психологическое экспериментирование в области
творчества основывается на представлении о том, что оно является
|
|
конгломератом множества когнитивных процессов. Такие феномены, как
генерирование идей, инкубация, фиксация и инсайт, рассматриваются с
точки зрения механизмов извлечения содержаний из долговременной памяти
(активационных или связанных с особенностями кодирования), явлений
имплицитной памяти, контекстуальных влияний, метакогниций (Smith,
1995).
Белова C. C., 2008, с. 114.
Однако такое понимание воображения будет удовлетворительным скорее в случае,
если воображение рассматривать только как произвольную психическую активность. Тогда
сновидения, галлюцинации и другие непроизвольные переструктурирования образов не
попадают в разряд воображения, а являются искажениями образов действительности. Сле-
довательно, решение вопроса зависит от того, на какую позицию встанет исследователь, о
каком понимании воображения и его границах смогут договориться психологи.