Воображение и память. По поводу того, является ли воображение самостоятельным
психическим процессом, мнения психологов расходятся. Л. С. Выготский (1950) считал его
отдельным от мышления психическим процессом. Такой же позиции придерживался вна-
чале (в «Основах психологии») и С. Л. Рубинштейн, отделявший воображение и от памяти.
Так, он писал: «Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий
процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде
воспринятого, представляется лишь «одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П.
П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению продуктивного и творческого
воображения и отождествлению первого с памятью. Поскольку, с одной стороны, вообра-
жение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой – образное воспро-
изведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводи-
мое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее
бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания
воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому,
что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в тер-
мины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отли-
чии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин «воображение» для обозначения
этого последнего специфического процесса. Воображение – это отлет от прошлого опыта,
это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и про-
дуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее» (1999, с. 294–295). С. Л.
Рубинштейн полагал, что по мере восхождения ко все более высоким формам воображения
оно все более четко дифференцируется от памяти и в своих высших, наиболее специфиче-
ских проявлениях предполагает отношение к объективной действительности, диаметрально
противоположное тому, что сохранено в памяти.
Однако отделить творческий процесс, воображение от памяти невозможно. Показано,
что в процесс создания нового продукта неумышленно включаются имеющиеся знания,
ранее предъявленные образцы (Marsh et al., 1996).
С этим я однажды столкнулся, когда рецензировал книгу одного
хорошо мне знакомого коллеги. В ней я обнаружил свою схему, приведенную
несколько лет назад в моей докторской диссертации, но без ссылки на меня.
На вопрос автору книги, почему он не сделал ссылку, тот ответил, что эту
схему он сам придумал. Очевидно, давнее знакомство с моей диссертацией
автора рецензировавшейся мною книги послужило невольной причиной
этого недоразумения, связанного с «интериоризацией» коллегой этой схемы
и использованием ее в дальнейшем творческом процессе как своей новой
идеи.
Неразрывность воображения с памятью следует из того, что оно есть новая комбинация
старых представлений.
Воображение и представления. Воображение – это один из видов представлений
(«Человек…», 2007, с. 414). Одним видом являются представления памяти, т. е. то, что
запечатлевается в памяти после непосредственного восприятия какого-либо предмета, про-
цесса или явления. Другим видом являются представления воображения – это психические
образы, возникшие в результате преобразования представлений памяти (вторичных образов)
или имеющейся информации. Несмотря на такое деление представлений, нередко можно
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
встретить в качестве конкретных примеров воображения описания, связанные с вопроизве-
дением той или иной ситуации, состояния и т. д., бывших уже в личном опыте человека,
т. е. представлений памяти. Например, английский психолог А. Мейс (Mace, 1962) выде-
ляет репрезентатное воображение, под которым понимает воссоздание в уме зрительного
образа того, что в данное мгновение не воспринимается органами чувств, но воспринима-
лось в прошлом. Мы можем вообразить дом нашего детства или то, как та или иная мест-
ность выглядела несколько лет назад. Подобные примеры воображения как представления
(образов памяти) приводит и А. Г. Маклаков (2000): «Воображение оказывает влияние на
многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних орга-
нов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о
вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление
об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность
известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматиче-
ских больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказы-
вает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что
мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать
едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп» (с. 285). Спрашивается, где
в этих примерах преобразование образов, создание нового, того, чего человек еще не вос-
принимал?
Оба ученых [Фарадей и Бор] обладали воображением, граничащим с
ясновидением. Фарадей видел силовые линии электрического и магнитного
полей там, где для современных ему физиков существовала только пустота
– пространство, лишенное всякой материальной сущности. Достаточно
было один раз услышать Бора, посмотреть на движения его рук, когда он
показывал чертежи и модели, – и становилось ясно, что ученый на самом
деле видел, как построен атом, что он мыслит образами, которые неустанно
проходили перед его глазами.
Сапарина Е. В., 1967, с. 73.
Воображение и мышление. По поводу соотношения воображения с мышлением
существуют разные точки зрения. В начале XX в. швейцарский психиатр Э. Блейлер (Bleuler,
1912) рассматривал мечтание и фантазию («сны наяву») как «аутистическое мышление».
Л. С. Выготский (1950) считал воображение отдельным от мышления психическим про-
цессом. В издании «Психология: Словарь» (1990, с. 64) тоже написано, что «одна и та же
задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления». По С.
Л. Рубинштейну (1999), воображение – это мысленное преобразование действительности в
образной форме. Это значит, что воображение является особой формой мышления. Им отме-
чается, что «воображение в собственном смысле имеется лишь тогда, когда течение образов
перестает быть непроизвольным изменением, как бы искажением образов-представлений,
становясь свободным оперированием образами, не связанными установкой на воспроизве-
дение» (с. 296). Отсюда: воображение, по С. Л. Рубинштейну, – это произвольное опериро-
вание образами и их преобразование с определенной сознательно поставленной целью, а не
просто произвольное воспроизведение этих образов. Поэтому, с позиции С. Л. Рубинштейна,
не всякое изменение (трансформация) образа может быть следствием воображения. Напри-
мер, иллюзии не связаны с воображением.
Кто может провести резкую границу между воображением и мыслью?
Ее нет, этой границы. Воображение создало закон притяжения, бином
Ньютона, печальную повесть Тристана и Изольды, расщепление атома,
создание Адмиралтейства в Ленинграде, «Золотую осень» Левитана,
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
«Марсельезу», радио, электрический свет, принца Гамлета, теорию
относительности и фильм «Бэмби».
К. Паустовский
Образ-представление, писал С. Л. Рубинштейн, по своей природе лабильное образова-
ние, поэтому он легко поддается преобразованию. Однако когда происходит лишь мерцание
образа без определенной тенденции, связанной с преобразованием в определенном напра-
влении (т. е., очевидно, в соответствии со сформулированной целью), то говорить о вообра-
жении еще не приходится. Здесь, по мнению С. Л. Рубинштейна, налицо лишь предпосылки
для преобразующей деятельности.
Уже в наше время А. В. Брушлинский (1970) отрицал существование воображения как
особой формы отражения и сводил его к мышлению.22 Он не видел в современных исследо-
ваниях воображения необходимой степени научности, хотя и не отрицал, что за явлениями,
описываемыми как воображение, скрывается известный смысл. Так, он писал: «Традицион-
ное определение фантазии как «преобразующего отражения» не выражает ее специфики и
потому неправомерно. Оно ведет к признанию всех других форм психического отражения
чисто механическим и пассивным, что явно ошибочно. Из познавательной деятельности по
сути дела изымается все самое основное и существенное, его творческий момент и все это
богатство «механизмов» и операций познания включается в состав воображения, приписы-
вается только ему» (с. 68). А. В. Брушлинский допускает, что в психологическом смысле
мышление выходит за пределы логических законов, имеет некоторый «остаток». Но этот
«остаток» нельзя назвать воображением, поскольку неизвестно, каким законам он подчи-
няется. Неслучайно в учебниках «Психология», изданных под редакцией В. Н. Дружинина
(2000а, б, 2001), нет главы о воображении, а в главе «Мышление» это понятие даже не упо-
минается. Таким образом делается попытка изгнать понятие «воображение» из психологии.
Вопрос о воображении приобрел остро дискуссионный характер,
причем дискуссия идет в любопытном направлении. Одни (Розов А.
И., 1966; Петровский А. В., 1968; Раевский А. Н., 1968) стараются
защитить само существование процесса, который изучается уже в течение
двух тысячелетий, а другие подвергают сомнению его существование
(Брушлинский А. В., 1970).
Возникновение такой дискуссии вызвано рядом причин. Первая из
них – интенсивное изучение проблемы мышления, в особенности его
творческой стороны, которое выявило существенное значение в мышлении
нелогических процессов и их связь с творческой стороной мышления. В то
же время еще недостаточно выяснены природа и механизмы этих процессов.
Одни (например, Бруннер Дж., 1962) рассматривают их как интуитивное
мышление. Другие, также относя все нелогические процессы в мышлении
к интуиции, стремятся выделить различные ее виды, причем творческий
момент в мышлении – производство идей – связывают с творческим
воображением как одним из видов интуиции (Бунге М., 1967). Третьи
имеют тенденцию отождествлять все нелогические процессы в мышлении
с воображением (Розов). И наконец, четвертые считают, что нелогические
компоненты мышления надо рассматривать как собственно мыслительные
процессы и относить их к воображению ни в коем случае нельзя
(Брушлинский). Стремление ряда ученых рассматривать нелогические
22 Нельзя не отметить оригинальность, граничащую с экстравагантностью, взглядов А. В. Брушлинского. Например,
он говорил о том, что имеется «немгновенный инсайт», утверждал, что нет репродуктивного мышления, поскольку любое
мышление творческое, дал новую трактовку взаимосвязи мышления и творчества.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
компоненты мышления как относящиеся к процессу воображения и было
одной из причин, вызвавших дискуссию о воображении.
Другая причина этой дискуссии – недостатки, имеющиеся в
определениях воображения. С самого начала изучение воображения
мыслилось как образный процесс, причем в него включалась и образная
память. Еще Т. Рибо различал два вида воображения: репродуктивное, т. е.
образную память, и творческое – создание новых образов. У нас впервые Л.
М. Шварц (1941) отказался от включения в воображение образной памяти и
определил его как творческий процесс создания новых образцов на основе
переработки образов действительности. В дальнейшем такое понимание
воображения развил в своих «Основах психологии» С. Л. Рубинштейн.
И в настоящее время такого понимания воображения придерживаются
многие психологи. Однако его надо считать недостаточным: в нем не
выявлена познавательная функция образов воображения, не подчеркнута
специфичность новых образов, отличающая их от образов, переработанных
в памяти.
Е. И. Игнатьев (1962) дает уже принципиально иное определение
воображения как «создания нового в форме образа, представления или
идеи». Здесь воображение отождествляется с любым творческим процессом
и лишается образности как специфического признака, отделяющего его
от мышления. Аналогичное понимание воображения дано и в «Кратком
философском словаре», и в статье А. И. Розова (1966). При таком
расширенном понимании воображения мышление оказывается лишенным
творческого момента, что не соответствует действительности. Именно
на основании критики таких неудачных определений Брушлинский и
пришел к отрицанию существования воображения. Однако неудачность
определения – это еще не достаточное основание для отрицания самого
существования воображения. Для такого отрицания необходимо показать,
что те процессы, которые обычно относят к воображению, могут быть
сведены на другие психические процессы и что воображение не выполняет
никакой специфической функции в психике и деятельности людей.
Никифорова О. Н., 1972, с. 67–68.
Эта точка зрения подверглась критике со стороны О. Н. Никифоровой (1972). Она счи-
тает вывод А. В. Брушлинского неверным, «во-первых, потому что творческий момент не
сводится только к преобразованию образов – к нему относится и преобразование понятий,
создание новых идей. Во-вторых, наличие в познавательных процессах воображения (как
их компонента) не ведет еще к уничтожению специфики этих процессов или к необходимо-
сти отрицания самостоятельного существования воображения. Если следовать логике рас-
суждения Брушлинского, то придется прийти и к отрицанию мышления, так как оно присут-
ствует при всех психических процессах и практической деятельности людей. Все дело в том,
что любой психический процесс имеет сложную структуру, в которую входят все или мно-
гие другие психические процессы» (с. 68). Однако «самостоятельное место психического
процесса в сложной деятельности человека может быть определено по наличию специфи-
ческой жизненной функции этого процесса, по порождаемому им психическому продукту
и по особенностям его структуры», – пишет О. Н. Никифорова (с. 69). Этим трем требова-
ниям воображение соответствует, поскольку «психическим продуктом процесса воображе-
ния является создание объективно новых или частично новых образов, выражающих желае-
мое, возможное, будущее, или – субъективно новых образов, позволяющих субъекту познать
то, чего он сам не воспринимал. Благодаря этим особенностям воображения оно выполняет
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
существенную специфическую функцию в жизни людей, которую не выполняют другие пси-
хические процессы, а именно: оно служит основой создания новых предметов, удовлетво-
ряющих те или иные потребности человека, и расширяет возможности познания чувствен-
ной, наглядной стороны действительности не только путем непосредственного опыта через
восприятие, но и путем построения образов на основе тех или иных данных (знаков или
элементов предметов), – сюда относится, например, воссоздание образа предмета по чер-
тежу, воссоздание художественных образов по тексту литературного произведения и т. д.
При таком понимании воображения оно достаточно четко отделяется от мышления, которое
направлено на познание взаимосвязи явлений и их сущности и которое продуцирует поня-
тия, системы понятий, идеи» (с. 69).
И мышление, и воображение являются социально обусловленными
психическими явлениями. Они обеспечивают две противоположно
направленные тенденции взаимоотношений субъекта и общества, которые
сливаются и проявляются в знаково-символической деятельности.
Мышление рождается во внешнем мире и им же детерминировано. Субъект
с помощью мышления стремится отражать его существенные типичные
объективные характеристики, отбрасывая частные, несущественные,
проникая в глубь вещей путем их дифференциации, т. е. выделяя
элементарные составляющие (новые целостности в границах старой) и
связи, их образующие, придавая им структурность, логичность, облекая их в
форму понятий. Мышление стремится к предельной устойчивости, ясности
элементов знания и в пределе, при чрезмерном игнорировании других
компонентов психического, может приводить к выхолащиванию мысли, к
таким ее качествам, как догматизм, жесткий прагматизм, рационализм.
Выделенная с помощью мышления суть вещей, их общекультурные
значения сохраняются, закрепляются в знаках, которые создаются при
непосредственном участии воображения. Как не может существовать
содержание без формы, значение без знака, так не может существовать
мышление без воображения, и наоборот.
Воображение в отличие от мышления преимущественно «властвует»
в мире внутреннем, субъективном. Оно тесно связано с эмоциональной
сферой, системой личностных смыслов и, так же как и мышление,
является особым способом познания, выделения существенного, общего,
в первую очередь в мире субъективном, в мире смыслов. Происходит это
на основе интеграции, включения объективного психического содержания
в систему личностно-эмоциональных отношений и трансформации его,
переосмысления в «значение-для-меня». Но субъективный личностный
смысл, в котором, однако, отражаются общечеловеческие переживания,
становится объективной реальностью, приобретает статус общекультурного
смысла и находит свое выражение в разнообразных формах знаково-
символической деятельности.
Пирожкова М. Г., 2007, с. 49–50.
Воображение, необходимо включаясь в мыслительные процессы, участвует в создании
мысли как особого рода целостности, привнося в нее смысл.
О. Н. Никифорова пишет, что воображение отчленяется и от образной памяти, «так как
сколько бы сильно не перерабатывались в памяти образы действительности, они никогда не
отражают возможного, будущего и никогда не превращаются в образы реально существую-
щих предметов, с которыми субъект не сталкивался в своем личном опыте» (с. 69).
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»