Имеются различные подходы для выделения классификации воображения. Так, выде-
ляют пассивное и активное воображение. Пассивное воображение является примитивной
формой и может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произ-
вольным). Непреднамеренное воображение проявляется в непроизвольной трансформа-
ции образов, совершающейся под влиянием малоосознанных потребностей, влечений без
сознательного вмешательства человека. Образы воображения трансформируются как бы
самопроизвольно, не формируются с помощью произвольного воображения, поэтому здесь
отсутствует оперирование ими. Такое пассивное воображение имеет место при ослаблении
деятельности сознания при его расстройствах, во время сна (в сновидениях), в дремотном
состоянии человека. В пассивном воображении преобладает аутистическое мышление, а
логические связи как бы разорваны. Здесь скорее следует говорить о квазивоображении.
Пассивное преднамеренное воображение (грезы) создает образы, не связанные с волей,
|
|
с попыткой воплотить их в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свиде-
тельствует о дефектах развития личности, о ее одиночестве, фрустрированности. Активное
(истинное) воображение – это намеренный и сознательный процесс, при котором образы
сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе
человек.
Четкую границу между активным и пассивным воображением провести трудно. Всегда
остается вероятность их взаимопроникновения.
Активное воображение делят на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (пре-
образующее). Такое деление правомерно, но часто относительно. Воспроизводящее вообра-
жение не связано с созданием нового образа объекта. Это может быть переложение по-
новому прочитанного, например когда школьник пишет сочинение на заданную тему или
когда создается римейк по сюжету какого-то фильма. Воссоздающее воображение про-
является при создании предмета по чертежу. Моя двухлетняя внучка «делала» с помощью
лопатки и ведерка «куличики» дома на полу и всем с гордостью показывала, какие они полу-
чились красивые, и т. д.
Преобразующее воображение может быть связано с воссозданием заданных образов,
например при чтении описания героя литературного произведения. Но оно считается твор-
ческим, ибо связано с созданием образа, которого раньше у человека не было. Например,
художник, иллюстрирующий литературное произведение, т. е. преобразующий словесный
образ литературного героя или то или иное событие, описанное в книге, в зрительный образ,
тоже занимается творчеством, но иллюстративным. Драматические артисты путем вообра-
|
|
жения рисуют себе облик героев, которых им предстоит играть (см. далее врезку).
Правда, Ц. П. Короленко и Г. В. Фролова (1975) способность по словесному описа-
нию создать мысленно образ предмета (воссоздающее воображение) не относят целиком к
воображению, хотя и включают его элементы; по их мнению, это, скорее всего, индуцирован-
ное представление. И участие воображения в этом процессе зависит от количества информа-
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
ции, индуцирующей возникновение представления, – чем больше информации, тем меньше
остается работы для воображения.
«Было у нас в студии такое драгоценное упражнение, – вспоминала
Гиацинтова. – Кто-то читает вслух, все же остальные сидят, представляя
себе, что читалось. Я помню, читали тогда отрывок из «Героя нашего
времени». Мы представляли себе Печорина, этого офицерика небольшого
роста, с белокурыми волосами и черными глазами. Мы старались видеть,
как он сел в коляску, в которую была запряжена тройка лошадей, как он едет
по дороге. Представляли себе это не только зрительно, но и звуково. Такое
упражнение необыкновенно развивало фантазию».
Вот и Ермолова подтверждала: «У меня работает только фантазия. Я
читаю, читаю без конца роли и пьесы до тех пор, пока не увижу этого
человека, эту женщину, всю ее в каждом движении, в каждом повороте. Пока
я не слышу интонацию ее голоса, я не могу играть. И только когда все это
какими-то неведомыми, необъяснимыми путями до меня дойдет и во мне
как-то заживет и уложится, тогда я чувствую себя подготовленной к роли,
мне легко и свободно».
Сапарина Е. В., 1967, с. 56–57.
Л. М. Веккер (2000) относит к сенсорно-перцептивному воспроизводящему воображе-
нию сенсорно-перцептивную экстраполяцию и вероятностное прогнозирование.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, иногда разли-
чают конкретное и абстрактное воображение. При абстрактном воображении задейство-
ваны образы высокой степени обобщенности – схемы, символы (в математике).
Еще одной классификацией является деление воображения по той роли, которую оно
играет в жизни человека, на познавательное и аффективное.
Познавательное воображение позволяет детям творчески овладевать схемами и смы-
слами человеческих действий, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности,
строить целостный образ какого-либо события или явления, достраивая их. Это особая
форма репрезентативного мышления, позволяющая предвосхищать изменения действитель-
ности (Ж. Пиаже [Piaget, 1945]). Познавательное воображение проявляется в разыгрывании
каких-то действий (игра ребенка с куклами и т. п.).
Аффективное воображение используется в ситуациях противоречия, когда создание
воображаемой ситуации снимает фрустрацию. Оно проявляется при проигрывании челове-
ком своего переживания (у детей – переживание страха при воображении ситуации угрозы:
волка, Бабы Яги и т. п.).
Некоторые исследователи пытались слить эти два направления
развития воображения и говорить об аффективном характере этого процесса.
Так, еще Т. Рибо (1901) указывал на рядоположенность в воображении
интеллектуальных и эмоциональных факторов. Л. С. Выготский в
своих исследованиях первоначально подчеркивал аффективный характер
воображения: «Деятельность воображения представляет собой разряд
аффектов» (1968, с. 69), а в более поздних работах вслед за Т. Рибо указывал
на единство эмоциональных и интеллектуальных компонентов (1967).
Дьяченко О. М., 1988, с. 53.
Л. М. Веккер (2000) к аффективному (эмоциональному) воображению относит чувство
близости решения, эмоциональные эвристики в ходе мыслительной деятельности, эмоцио-
|
|
нальный прогноз следующих фаз решения мыслительной задачи.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
У одних людей преобладает познавательное воображение, у других – аффективное.
Разделение воображения на эти виды происходит в возрасте 2,5–3 лет (Дьяченко О. М.,
1988).
Без специального руководства развитие воображения может иметь
неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного,
обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить
к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи,
тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию
замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.
Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию,
так как его функционирование, как справедливо отмечает А. В. Петровский,
связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика.
Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком,
однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем
преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а
затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе
школьного обучения…
Одна из основных линий педагогики воображения должна
быть направлена на овладение ребенком. основными средствами,
перестраивающими функцию воображения и направляющими ее
на создание целостных творческих продуктов, решение реальных
творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта
воображения являются, на наш взгляд, образы, построенные различными
способами, и значения слов, включенные в различные контексты и
относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания
целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые прежде
всего в речевой деятельности ребенка или в виде образа-модели будущего
произведения.
Дьяченко О. М., 1988, с. 58.
У разных людей воображение проявляется по преимуществу в различных областях
|
|
деятельности: у одних оно лучше в области технического изобретательства, у других – в
области художественного творчества, у третьих – в области науки. Существенную роль в
определении направления, по которому идет использование и развитие воображения, играет
направленность личности, ее склонности и способности к тому или иному виду деятельно-
сти.
Ф. Гальтон отмечал, что большинство обследованных им ученых говорили о незна-
чительном или полном отсутствии визуального воображения, тогда как люди со скромным
интеллектом часто говорили о ярком и детальном конкретном воображении. Конкретное
воображение не является условием для написания рассказов. Так, О. Хаксли писал, что не
обладает визуальным воображением и слова не вызывают у него никаких зрительных обра-
зов. Бедное или полное отсутствие визуального воображения характерно для психологов и
специалистов по юриспруденции (Gardner H., 1988). Конкретное воображение более при-
суще представителям обзорных наук (ботаника, зоология, геология), чем социальных и пове-
денческих. Кроме того, сильно выраженное конкретное воображение необходимо живопис-
цам и скульпторам.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»