Виды воображения. Имеются различные подходы для выделения классификации воображения

Имеются различные подходы для выделения классификации воображения. Так, выде-

ляют пассивное и активное воображение. Пассивное воображение является примитивной

формой и может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произ-

вольным). Непреднамеренное воображение проявляется в непроизвольной трансформа-

ции образов, совершающейся под влиянием малоосознанных потребностей, влечений без

сознательного вмешательства человека. Образы воображения трансформируются как бы

самопроизвольно, не формируются с помощью произвольного воображения, поэтому здесь

отсутствует оперирование ими. Такое пассивное воображение имеет место при ослаблении

деятельности сознания при его расстройствах, во время сна (в сновидениях), в дремотном

состоянии человека. В пассивном воображении преобладает аутистическое мышление, а

логические связи как бы разорваны. Здесь скорее следует говорить о квазивоображении.

Пассивное преднамеренное воображение (грезы) создает образы, не связанные с волей,

с попыткой воплотить их в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свиде-

тельствует о дефектах развития личности, о ее одиночестве, фрустрированности. Активное

(истинное) воображение – это намеренный и сознательный процесс, при котором образы

сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе

человек.

Четкую границу между активным и пассивным воображением провести трудно. Всегда

остается вероятность их взаимопроникновения.

Активное воображение делят на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (пре-

образующее). Такое деление правомерно, но часто относительно. Воспроизводящее вообра-

жение не связано с созданием нового образа объекта. Это может быть переложение по-

новому прочитанного, например когда школьник пишет сочинение на заданную тему или

когда создается римейк по сюжету какого-то фильма. Воссоздающее воображение про-

является при создании предмета по чертежу. Моя двухлетняя внучка «делала» с помощью

лопатки и ведерка «куличики» дома на полу и всем с гордостью показывала, какие они полу-

чились красивые, и т. д.

Преобразующее воображение может быть связано с воссозданием заданных образов,

например при чтении описания героя литературного произведения. Но оно считается твор-

ческим, ибо связано с созданием образа, которого раньше у человека не было. Например,

художник, иллюстрирующий литературное произведение, т. е. преобразующий словесный

образ литературного героя или то или иное событие, описанное в книге, в зрительный образ,

тоже занимается творчеством, но иллюстративным. Драматические артисты путем вообра-

жения рисуют себе облик героев, которых им предстоит играть (см. далее врезку).

Правда, Ц. П. Короленко и Г. В. Фролова (1975) способность по словесному описа-

нию создать мысленно образ предмета (воссоздающее воображение) не относят целиком к

воображению, хотя и включают его элементы; по их мнению, это, скорее всего, индуцирован-

ное представление. И участие воображения в этом процессе зависит от количества информа-

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

ции, индуцирующей возникновение представления, – чем больше информации, тем меньше

остается работы для воображения.

«Было у нас в студии такое драгоценное упражнение, – вспоминала

Гиацинтова. – Кто-то читает вслух, все же остальные сидят, представляя

себе, что читалось. Я помню, читали тогда отрывок из «Героя нашего

времени». Мы представляли себе Печорина, этого офицерика небольшого

роста, с белокурыми волосами и черными глазами. Мы старались видеть,

как он сел в коляску, в которую была запряжена тройка лошадей, как он едет

по дороге. Представляли себе это не только зрительно, но и звуково. Такое

упражнение необыкновенно развивало фантазию».

Вот и Ермолова подтверждала: «У меня работает только фантазия. Я

читаю, читаю без конца роли и пьесы до тех пор, пока не увижу этого

человека, эту женщину, всю ее в каждом движении, в каждом повороте. Пока

я не слышу интонацию ее голоса, я не могу играть. И только когда все это

какими-то неведомыми, необъяснимыми путями до меня дойдет и во мне

как-то заживет и уложится, тогда я чувствую себя подготовленной к роли,

мне легко и свободно».

Сапарина Е. В., 1967, с. 56–57.

Л. М. Веккер (2000) относит к сенсорно-перцептивному воспроизводящему воображе-

нию сенсорно-перцептивную экстраполяцию и вероятностное прогнозирование.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, иногда разли-

чают конкретное и абстрактное воображение. При абстрактном воображении задейство-

ваны образы высокой степени обобщенности – схемы, символы (в математике).

Еще одной классификацией является деление воображения по той роли, которую оно

играет в жизни человека, на познавательное и аффективное.

Познавательное воображение позволяет детям творчески овладевать схемами и смы-

слами человеческих действий, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности,

строить целостный образ какого-либо события или явления, достраивая их. Это особая

форма репрезентативного мышления, позволяющая предвосхищать изменения действитель-

ности (Ж. Пиаже [Piaget, 1945]). Познавательное воображение проявляется в разыгрывании

каких-то действий (игра ребенка с куклами и т. п.).

Аффективное воображение используется в ситуациях противоречия, когда создание

воображаемой ситуации снимает фрустрацию. Оно проявляется при проигрывании челове-

ком своего переживания (у детей – переживание страха при воображении ситуации угрозы:

волка, Бабы Яги и т. п.).

Некоторые исследователи пытались слить эти два направления

развития воображения и говорить об аффективном характере этого процесса.

Так, еще Т. Рибо (1901) указывал на рядоположенность в воображении

интеллектуальных и эмоциональных факторов. Л. С. Выготский в

своих исследованиях первоначально подчеркивал аффективный характер

воображения: «Деятельность воображения представляет собой разряд

аффектов» (1968, с. 69), а в более поздних работах вслед за Т. Рибо указывал

на единство эмоциональных и интеллектуальных компонентов (1967).

Дьяченко О. М., 1988, с. 53.

Л. М. Веккер (2000) к аффективному (эмоциональному) воображению относит чувство

близости решения, эмоциональные эвристики в ходе мыслительной деятельности, эмоцио-

нальный прогноз следующих фаз решения мыслительной задачи.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

У одних людей преобладает познавательное воображение, у других – аффективное.

Разделение воображения на эти виды происходит в возрасте 2,5–3 лет (Дьяченко О. М.,

1988).

Без специального руководства развитие воображения может иметь

неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного,

обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить

к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи,

тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию

замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.

Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию,

так как его функционирование, как справедливо отмечает А. В. Петровский,

связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика.

Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком,

однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем

преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а

затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе

школьного обучения…

Одна из основных линий педагогики воображения должна

быть направлена на овладение ребенком. основными средствами,

перестраивающими функцию воображения и направляющими ее

на создание целостных творческих продуктов, решение реальных

творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта

воображения являются, на наш взгляд, образы, построенные различными

способами, и значения слов, включенные в различные контексты и

относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания

целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые прежде

всего в речевой деятельности ребенка или в виде образа-модели будущего

произведения.

Дьяченко О. М., 1988, с. 58.

У разных людей воображение проявляется по преимуществу в различных областях

деятельности: у одних оно лучше в области технического изобретательства, у других – в

области художественного творчества, у третьих – в области науки. Существенную роль в

определении направления, по которому идет использование и развитие воображения, играет

направленность личности, ее склонности и способности к тому или иному виду деятельно-

сти.

Ф. Гальтон отмечал, что большинство обследованных им ученых говорили о незна-

чительном или полном отсутствии визуального воображения, тогда как люди со скромным

интеллектом часто говорили о ярком и детальном конкретном воображении. Конкретное

воображение не является условием для написания рассказов. Так, О. Хаксли писал, что не

обладает визуальным воображением и слова не вызывают у него никаких зрительных обра-

зов. Бедное или полное отсутствие визуального воображения характерно для психологов и

специалистов по юриспруденции (Gardner H., 1988). Конкретное воображение более при-

суще представителям обзорных наук (ботаника, зоология, геология), чем социальных и пове-

денческих. Кроме того, сильно выраженное конкретное воображение необходимо живопис-

цам и скульпторам.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: