Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей.
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус выступает как признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре последнего выделяют такие элементы, как: права и обязанности, законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическая ответственность, правовые принципы.
При рассмотрении соотношения государства и права важно выявить, в чём проявляются их единство и различие.
Единство состоит в том, что государство и право:
Во-первых, возникают и развиваются параллельно;
Во-вторых, имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
В-третьих, выступают средствами управления, инструментами власти;
В-четвертых, призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
В-пятых, основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами.
Различия между государством и правом проявляется в следующем:
Во-первых, если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор;
Во-вторых, если государство выражает силу, то право выражает волю;
В-третьих, если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права является норма;
Государство и право в процессе функционирования взаимодействуют между собой. Воздействие государства на право состоит в том, что оно формирует, изменяет и отменяет право, а также реализует и охраняет его. Право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:
В первом случае государство стоит над правом, выступая определяющим фактором. Такое положение характерно для антидемократических государств;
Во втором случае право стоит над государством, выступая его ограничителем. Такое положение характерно для правовых государств.
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и другими. «Красной нитью» в системе представлений о гражданском обществе практически все ученые проводят идею человека.
Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структуру гражданского общества образуют следующие компоненты:
Во-первых, негосударственные социально-экономические отношения и институты;
Во-вторых, совокупность независимых от государства производителей;
В-третьих, общественные объединения и организации;
В-четвертых, политические партии и движения;
В-пятых, сфера воспитания и негосударственного образования;
В-шестых, система негосударственных средств массовой информации;
В-седьмых, семья.
Признаками гражданского общества являются наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, самоуправляемость, конкуренция образующих его структур и различных групп людей, свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм, всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию.
Жизнедеятельность в таком обществе базируется на принципе координации.