Порядок назначения и проведения референдумов

Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назна-


чает референдум по вопросу о внесении изменений в I, III, XIII разделы Конституции Украины, а также провозгла­шает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной ини­циативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи в под­держку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто ты­сяч подписей в каждой из этих областей.

Референдум Автономной Республики Крым назначает Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Местный референдум назначают сельские, поселковые, городские, районные, областные советы.

Референдум проводится в соответствии с принципами избирательного права Украины. Населению предлагается несколько (обычно два) вариантов ответа на четко сформули­рованный вопрос (вопросы). Принятым считается решение, за которое проголосовало абсолютное большинство населения (50 % + 1 голос), участвовавшего в референдуме.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Ввдомоста Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О всеукраинском и местных референдумах: Закон Укра­ины от 3 июля 1991 г. // В1домост1 Верховно! Ради Укра!-ни. — 1991. — № 33. — Ст.443.

О выборах Президента Украины: Закон Украины от 18 марта 2004 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2004. — № 20-21. — Ст. 291.

О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Рес­публики Крым, местных советов и сельських, поселковых, городских голов: Закон Украины от 6 апреля 2004 г. // Bi-домост1 Верховно! Ради Украши. — 2004. — № 30—31.

Ст. 382.

О выборах народных депутатов Украины: Закон Укра­ины от 25 марта 2004 г. // Вщомоста Верховно! Ради Укра­ши. — 2004. — № 27-28. — Ст. 366.


Глава 7

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ

7.1. Система органов государственной власти Украины

Функции Украинского государства реализуются посред­ством деятельности государственных органов.

Система органов государственной власти Украины по­строена по принципу разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную.

Единственным законодательным органом Украинско­го государства является Верховная Рада Украины.

Исполнительные органы Украинского государства — Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации в областях, районах, горо­дах Киеве и Севастополе.

Судебные органы Украинского государства — Консти­туционный Суд и суды общей юрисдикции.

Особое место в системе органов власти занимает Пре­зидент Украины, являющийся главой государства и име­ющий полномочия в различных областях государственного управления. Так, Президент Украины является участником законодательного процесса и в то же время принимает важ­ные решения в сфере исполнительной власти.

В особую группу органов контрольной власти выделя­ют Прокуратуру Украины, основной задачей которой яв­ляется надзор за соблюдением законов.

Систему органов государственной власти Украины так­же можно разделить по вертикали — на центральные и местные органы власти. К центральным относятся Верхов­ная Рада, Президент, Кабинет Министров и министерства,


суды. К местным — государственные администрации в об­ластях, районах, городах Киеве и Севастополе.

7.2. Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины

Верховная Рада Украины — представительный орган (парламент), который является единственным органом за­конодательной власти в Украине.

Верховная Рада Украины формируется посредством выборов. Конституционный состав Верховной Рады — 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет. В Верхов­ной Раде Украины по результатам выборов формируется коалиция депутатских фракций, которая вносит предло­жения Президенту Украины по кандидатуре Премьер-ми­нистра Украины, а также в соответствии с Конституцией Украины вносит предложения относительно кандидатур в состав Кабинета Министров Украины.

Основными функциями Верховной Рады Украины яв­ляются:

1) представительская функция — заключается в том,
что Верховная Рада формируется народом Украины путем
выборов, а поэтому выражает его интересы и волю;

2) законодательная функция —является важнейшей в
деятельности парламента и состоит в том, что Верховная
Рада Украины в пределах своей компетенции принимает
законы по вопросам, требующим законодательного урегу­
лирования. Реализуя эту функцию, Верховная Рада Укра­
ины формирует национальную правовую систему и обеспе­
чивает регулирование общественных отношений;

3) установительная функция Верховной Рады состоит
в том, что она определяет правовые основы функциониро­
вания органов государственной власти и принимает непо­
средственное участие в их формировании;

4) функция парламентского контроля состоит в том,
что Верховная Рада Украины осуществляет контроль за
деятельностью других органов государственной власти.
В частности, парламент Украины контролирует деятель­
ность Кабинета Министров Украины, осуществляет конт­
роль за соблюдением конституционных прав и свобод,
осуществляет бюджетно-финансовый контроль.


Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой широкий круг полномочий в различных сферах управле­ния. Важнейшими полномочиями Верховной Рады Укра­ины являются:

1) в законодательной сфере — внесение изменений в
Конституцию Украины, принятие законов, утверждение
Государственного бюджета Украины;

2) во внешнеполитической сфере — объявление по пред­
ставлению Президента Украины состояния войны и заклю­
чение мира, ратификация и денонсация международных
договоров;

3) участие в формировании органов исполнительной
власти.
Верховная Рада Украины назначает по представ­
лению Президента Украины Премьер-министра Украины,
Министра обороны Украины, Министра иностранных дел
Украины и Председателя Службы безопасности Украины.
Кроме того, по представлению Премьер-министра Украины
Верховная Рада назначает иных членов Кабинета Мини­
стров Украины, Председателя Антимонопольного комите­
та Украины, Председателя Государственного комитета по
телевидению и радиовещанию, Председателя Фонда госу­
дарственного имущества Украины. Она также освобождает
указанных лиц с должностей;

4) участие в формировании органов судебной власти.
Верховная Рада назначает треть состава Конституционного
Суда Украины, избирает судей судов общей юрисдикции;

5) осуществление парламентского контроля за дея­
тельностью Кабинета Министров. Верховная Рада может
ставить вопрос об отставке Премьер-министра Украины,
членов правительства. Формой парламентского контроля
является также деятельность Уполномоченного Верховной
Рады Украины по правам человека. Верховная Рада еже­
годно заслушивает его доклад о состоянии соблюдения и
защиты прав и свобод человека в Украине;

6) смещение Президента Украины, с поста в порядке
особой процедуры (импичмента).

Полномочия Верховной Рады Украины вполне типичны для парламентов современных государств. Перечень пол­номочий Верховной Рады Украины свидетельствует о том, что Украина развивается в том же направлении, что и де­мократические страны Европы и Америки — по пути пар­ламентаризма и конституционализма.


7.3. Конституционный статус народного депутата Украины

Народный депутат Украины — полномочный предста­витель Украинского народа в Верховной Раде Украины, избранный в соответствии с законом. Конституция Украи­ны и Закон Украины «О статусе народного депутата Укра­ины» (новая редакция от 22 марта 2001 г.) определяют права и обязанности народного депутата, гарантии депутат­ской деятельности.

Свои полномочия народный депутат осуществляет на постоянной основе. Статус народного депутата Украины предполагает несовместимость с другими видами дея­тельности. Народный депутат не должен иметь другой представительский мандат или одновременно быть на го­сударственной службе; занимать должность городского, сельского, поселкового головы; заниматься любой оплачи­ваемой работой, за исключением преподавательской, на­учной и творческой деятельности, а также медицинской практики.

Перед вступлением в должность народный депутат при­носит присягу на верность Украине перед Верховной Радой Украины и скрепляет ее личной подписью. С этого момента начинаются полномочия народного депутата. Полномочия народного депутата прекращаются с момента открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва либо досрочно в случаях, оговоренных законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий народ­ного депутата Украины принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины или, в оговоренных случаях — по решению суда.

Конституционный статус народного депутата Украины включает также права и обязанности народного депутата, гарантии депутатской деятельности (см. далее 7.4, 7.5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: