Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назна-
чает референдум по вопросу о внесении изменений в I, III, XIII разделы Конституции Украины, а также провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи в поддержку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из этих областей.
Референдум Автономной Республики Крым назначает Верховная Рада Автономной Республики Крым.
Местный референдум назначают сельские, поселковые, городские, районные, областные советы.
Референдум проводится в соответствии с принципами избирательного права Украины. Населению предлагается несколько (обычно два) вариантов ответа на четко сформулированный вопрос (вопросы). Принятым считается решение, за которое проголосовало абсолютное большинство населения (50 % + 1 голос), участвовавшего в референдуме.
|
|
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Ввдомоста Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О всеукраинском и местных референдумах: Закон Украины от 3 июля 1991 г. // В1домост1 Верховно! Ради Укра!-ни. — 1991. — № 33. — Ст.443.
О выборах Президента Украины: Закон Украины от 18 марта 2004 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2004. — № 20-21. — Ст. 291.
О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельських, поселковых, городских голов: Закон Украины от 6 апреля 2004 г. // Bi-домост1 Верховно! Ради Украши. — 2004. — № 30—31. —
Ст. 382.
О выборах народных депутатов Украины: Закон Украины от 25 марта 2004 г. // Вщомоста Верховно! Ради Украши. — 2004. — № 27-28. — Ст. 366.
Глава 7
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ
7.1. Система органов государственной власти Украины
Функции Украинского государства реализуются посредством деятельности государственных органов.
Система органов государственной власти Украины построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Единственным законодательным органом Украинского государства является Верховная Рада Украины.
Исполнительные органы Украинского государства — Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации в областях, районах, городах Киеве и Севастополе.
|
|
Судебные органы Украинского государства — Конституционный Суд и суды общей юрисдикции.
Особое место в системе органов власти занимает Президент Украины, являющийся главой государства и имеющий полномочия в различных областях государственного управления. Так, Президент Украины является участником законодательного процесса и в то же время принимает важные решения в сфере исполнительной власти.
В особую группу органов контрольной власти выделяют Прокуратуру Украины, основной задачей которой является надзор за соблюдением законов.
Систему органов государственной власти Украины также можно разделить по вертикали — на центральные и местные органы власти. К центральным относятся Верховная Рада, Президент, Кабинет Министров и министерства,
суды. К местным — государственные администрации в областях, районах, городах Киеве и Севастополе.
7.2. Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины
Верховная Рада Украины — представительный орган (парламент), который является единственным органом законодательной власти в Украине.
Верховная Рада Украины формируется посредством выборов. Конституционный состав Верховной Рады — 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет. В Верховной Раде Украины по результатам выборов формируется коалиция депутатских фракций, которая вносит предложения Президенту Украины по кандидатуре Премьер-министра Украины, а также в соответствии с Конституцией Украины вносит предложения относительно кандидатур в состав Кабинета Министров Украины.
Основными функциями Верховной Рады Украины являются:
1) представительская функция — заключается в том,
что Верховная Рада формируется народом Украины путем
выборов, а поэтому выражает его интересы и волю;
2) законодательная функция —является важнейшей в
деятельности парламента и состоит в том, что Верховная
Рада Украины в пределах своей компетенции принимает
законы по вопросам, требующим законодательного урегу
лирования. Реализуя эту функцию, Верховная Рада Укра
ины формирует национальную правовую систему и обеспе
чивает регулирование общественных отношений;
3) установительная функция Верховной Рады состоит
в том, что она определяет правовые основы функциониро
вания органов государственной власти и принимает непо
средственное участие в их формировании;
4) функция парламентского контроля состоит в том,
что Верховная Рада Украины осуществляет контроль за
деятельностью других органов государственной власти.
В частности, парламент Украины контролирует деятель
ность Кабинета Министров Украины, осуществляет конт
роль за соблюдением конституционных прав и свобод,
осуществляет бюджетно-финансовый контроль.
Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой широкий круг полномочий в различных сферах управления. Важнейшими полномочиями Верховной Рады Украины являются:
1) в законодательной сфере — внесение изменений в
Конституцию Украины, принятие законов, утверждение
Государственного бюджета Украины;
2) во внешнеполитической сфере — объявление по пред
ставлению Президента Украины состояния войны и заклю
чение мира, ратификация и денонсация международных
договоров;
3) участие в формировании органов исполнительной
власти. Верховная Рада Украины назначает по представ
лению Президента Украины Премьер-министра Украины,
Министра обороны Украины, Министра иностранных дел
Украины и Председателя Службы безопасности Украины.
Кроме того, по представлению Премьер-министра Украины
Верховная Рада назначает иных членов Кабинета Мини
стров Украины, Председателя Антимонопольного комите
та Украины, Председателя Государственного комитета по
телевидению и радиовещанию, Председателя Фонда госу
дарственного имущества Украины. Она также освобождает
указанных лиц с должностей;
|
|
4) участие в формировании органов судебной власти.
Верховная Рада назначает треть состава Конституционного
Суда Украины, избирает судей судов общей юрисдикции;
5) осуществление парламентского контроля за дея
тельностью Кабинета Министров. Верховная Рада может
ставить вопрос об отставке Премьер-министра Украины,
членов правительства. Формой парламентского контроля
является также деятельность Уполномоченного Верховной
Рады Украины по правам человека. Верховная Рада еже
годно заслушивает его доклад о состоянии соблюдения и
защиты прав и свобод человека в Украине;
6) смещение Президента Украины, с поста в порядке
особой процедуры (импичмента).
Полномочия Верховной Рады Украины вполне типичны для парламентов современных государств. Перечень полномочий Верховной Рады Украины свидетельствует о том, что Украина развивается в том же направлении, что и демократические страны Европы и Америки — по пути парламентаризма и конституционализма.
7.3. Конституционный статус народного депутата Украины
Народный депутат Украины — полномочный представитель Украинского народа в Верховной Раде Украины, избранный в соответствии с законом. Конституция Украины и Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» (новая редакция от 22 марта 2001 г.) определяют права и обязанности народного депутата, гарантии депутатской деятельности.
Свои полномочия народный депутат осуществляет на постоянной основе. Статус народного депутата Украины предполагает несовместимость с другими видами деятельности. Народный депутат не должен иметь другой представительский мандат или одновременно быть на государственной службе; занимать должность городского, сельского, поселкового головы; заниматься любой оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики.
Перед вступлением в должность народный депутат приносит присягу на верность Украине перед Верховной Радой Украины и скрепляет ее личной подписью. С этого момента начинаются полномочия народного депутата. Полномочия народного депутата прекращаются с момента открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва либо досрочно в случаях, оговоренных законом.
|
|
Решение о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины или, в оговоренных случаях — по решению суда.
Конституционный статус народного депутата Украины включает также права и обязанности народного депутата, гарантии депутатской деятельности (см. далее 7.4, 7.5).