Аудитория СМИ: понятие и взаимоотношения с редакцией

Аудитория СМИ – это слушатели, зрители, читатели. Аудитория СМИ – это неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. Взаимодействие бывает активным, например, обращение к редакции с письмом или обсуждение телепередачи, и пассивным – потребление продукции СМИ. Как правило, аудитория СМИ состоит из людей, отличающихся друг от друга своими социально-демографическими признаками, их общее – это интерес к данному СМИ.

Виды аудиторий: целевая – на которую направлено СМИ, реальная и потенциальная – которую предстоит завоевать, приложив специальные усилия.

Одна из проблем СМИ – это установка взаимопонимания с их аудиторией. Необходимо, чтобы ценностные ориентации, предпочтения, ожидания совпадали у аудитории и у СМИ. Но это не всегда так. Например, аудитория хотела бы видеть в публикациях газет и журналов, а также на телевидении отражение собственной жизни, т.е. она больше заинтересована в социально-бытовой тематике, в то время как журналисты чаще пишут и говорят о политике, т.к. еще с советских времен журналисты позиционировали и воспринимали себя как активных участников политической жизни.

Модели взаимоотношений СМИ с аудиторией (парадигмы журналистского творчества): 1) авторитарная парадигма – на аудиторию со стороны редакции направлено воспитательное, побуждающее воздействие. 2) коммуникативно-познавательная парадигма – на рынке представлено многообразие СМИ, аудитория сама может выбрать канал СМИ. 3) гуманитарная парадигма – налаживается духовно-интеллектуальное сотрудничество прессы и аудитории, основанное на взаимном уважении к позиции другой стороны. Ни одна из парадигм не встречается в чистом виде.

Для того чтобы прийти к взаимопониманию, СМИ и аудитории необходимо установить прочную обратную связь. Обратная связь – это реакция аудитории. Формы обратной связи: 1) эпистолярная – с помощью писем и телефона 2) мгновенная – по телефону в момент теле- или радиопередачи 3) соавторская – привлечение авторского актива для подготовки выпусков 4) тестирующая – выяснение мнений аудитории по поводу работы СМИ с помощью анкет, интервью 5) консультативная – обсуждение продукций редакции в ходе конференций 6) экспертная – изучение обзоров работы СМИ 7) исследовательская – рейтинговые замеры динамики реальной аудитории СМИ.

2. Социальные последствия журналистикой деятельности: эффекты и их виды.

К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г., с.-158

Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям, в какой - то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).

Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе). Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г., с.-98 Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: