Защита трудовых прав работников профсоюзами

Защита трудовых прав работников профсоюзами включает:

♦ учет работодателем мнения профсоюзного органа при принятии ло­кальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также при увольнении работников по ряду оснований;

♦ согласование работодателем с профсоюзным органом увольнения отдельных категорий работников;

♦ профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при при­нятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьей 372 ТК РФ. Работодатель до принятия ло­кального акта, содержащего нормы трудового права, направляет его проект и обоснование в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников организации, который в течение 5 рабочих дней должен выдать работодателю свое мотивиро­ванное мнение по проекту.

Если мотивированное мнение профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствование, работодатель в течение 3 дней после его полу­чения проводит дополнительные консультации с профсоюзным орга­ном в целях нахождения взаимоприемлемого решения. Неурегулиро­ванные сторонами разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный акт, содержащий нормы тру­дового права, в своей редакции, а выборный профсоюзный орган впра­ве обжаловать это решение в соответствующую государственную ин­спекцию труда или в суд, а также начать процедуру коллективного тру­дового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявле­ния) выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения вы­дать работодателю обязательное для исполнения предписание об отме­не указанного локального нормативного акта.

Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзно­го органа при расторжении трудового договора с работником уста­новлен статьей 373 ТК РФ. Увольняя работника, являющегося членом профсоюза, по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 ТК РФ, работодатель обязан направить в профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для при­нятия им указанного решения. Выборный профсоюзный орган в тече­ние 7 рабочих дней со дня получения документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мнение. При этом мнение, не представленное в 7-дневный срок или немотивированное, не учитыва­ется. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позд­нее 1 месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Если профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение 3 рабочих дней проводятся допол­нительные консультации, результаты которых оформляются протоко­лом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в вы­борный профсоюзный орган документов имеет право принять оконча­тельное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получе­ния жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в слу­чае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении сотрудника на работе с оп­латой вынужденного прогула.

Только с предварительного согласия соответствующего вышестоя­щего выборного профсоюзного органа допускается увольнение по ини­циативе работодателя по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 ТК РФ руководителей выборных профсоюзных органов ор­ганизации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых), не осво­божденных от основной работы, и их заместителей (ст. 374 ТК РФ). В таком же порядке должно проводиться и увольнение по инициативе работодателя руководителя выборного профсоюзного органа органи­зации и его заместителей в течение 2 лет после окончания срока их пол­номочий (ст. 376 ТК РФ).

Статья 370 ТК РФ и Федеральный закон «О профессиональных сою­зах, их правах и гарантиях их деятельности» закрепили право профсою­зов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работо­дателями законодательства о труде. Для этого общероссийские про­фессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: