Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административное правонарушение (проступок) — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, насту­пает при условии, что они не влекут за собой уголовной ответственно­сти. Признаки административного правонарушения образуют:

деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача — ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в не совершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу своих обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта — ст. 15.5 КоАП РФ);

общественная опасность, выражающаяся в причинении ущерба ка­ким-либо законным интересам (при этом степень общественной опас­ности разграничивает составы административного правонарушения и преступления);

противоправность, состоящая в том, что определенное лицо совер­шает действия, запрещенные нормой права (причем не только адми­нистративного, но и других отраслей, охраняемых от нарушения мерами административной ответственности), или не совершает дейст­вий, предписанных нормой права;

виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездейст­вующего) лица;

наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездейст­вие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушения образует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение. Состав административного правонару­шения образуют четыре элемента (признака): объект, объективная сто­рона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, среди которых выделяют:

родовой объект (например, здоровье и санитарно-эпидемиологиче­ское благополучие населения; общественная безопасность; отноше­ния в сфере экономики и т. д.);

видовой объект, то есть непосредственный объект посягательства (например, здоровье граждан при незаконном занятии фармацевти­ческой деятельностью).

Объективная сторона административного правонарушения — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонару­шения. Помимо этого, она характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, система­тичность противоправного посягательства, продолжаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей совокупности признаков объ­ективной стороны имеет большое значение для квалификации админи­стративного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил его, — физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту — физическому лицу КоАП РФ различает:

общий субъект — вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

специальный субъект — должностные лица; родители несовершен­нолетних; иностранные граждане, не пользующиеся дипломатиче­ским иммунитетом; лица без гражданства;

особый субъект — военнослужащие и иные лица, на которых распро­страняется действие дисциплинарных уставов.

Субъективная сторона административного правонарушения вы­ражается в вине, имеющей две формы: умысел и неосторожность. Дей­ствуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неиз­бежность наступления вредных последствий, противоправного резуль­тата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но пред­видит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично (косвенный умысел).

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от казуса, то есть неви­новного причинения вреда, когда лицо не должно и не могло предви­деть общественно опасные (вредные) последствия своих действий (ка­зусы, например, нередко встречаются при дорожно-транспортных про­исшествиях). В этом случае административная ответственность лица не наступает.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону ад­министративного правонарушения образовывают мотив и цель. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера ад­министративного взыскания, налагаемого на виновное лицо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: