Теории возникновения государства. Глава 1. Теория государства (основные понятий)

Глава 1. Теория государства (основные понятий)

Первые государства на нашей планете появились около пяти-десяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие.

1. Теологическая. В данной теорий первопричиной появления государства называется «слово божье», божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия людьми данного им свыше.

2. Патриархальная. Сторонники этой теорий проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

3. Договорная. Предпосылкой появления государства, согласно данной теорий, является «война всех против всех», т.е. «естественное состояние» людей, конец которому положило учреждение государства как результата договора между людьми, проявленная их воли и

разума.

4. Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, которой свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, выдающейся личности, способной руководить обществом. Государство есть организация для осуществления такого

руководства.

5. Теория насилия. Приверженцы данной теорий появление государства связывают со свойственными истории развития человечества войнами, как проявлением закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых. Для закрепления порабощения последних и создается государство как особый аппарат принуждения.

6. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство — это продукт естественноисторического развития общества. Первобытное общество характеризовалось отсутствием государства. Однако экономическое развитие этого общества привело к появлению материальных и социальных условий возникновения государства. Логика процесса возникновения государства отражена в следующих моментах развития общества. Вначале произошло крупное общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло и, наконец, купеческая деятельность), что вызвало рост производительности труда и появление так называемого избыточного продукта, так как одна семья или даже один человек производили уже больше, чем потребляли. В прежних экономических условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта — главного момента в разложении первобытного общества — стало возникновение частной собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых были непримиримы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникла классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключался в сохранении и упрочении своего положения, а угнетенного класса — в избавлении от угнетения, изменении своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба привела, в конечном счете, к появлению государства как органа, способного на основе организованного принуждения и насилия обеспечить существование раздираемого внутренними противоречиями общества как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становился и классом господствующим политически, т.е. государство изначально появлялся как орган, который действовал в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формировал и выгодные ему органы власти.

В данной теорий различают три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Первая, о которой говорилось выше, представляет собой классическую форму возникновения государства. В отличие от нее в Древнем Риме процесс образования государства ускорила длительная борьба плебеев против патрициев. Эта борьба стимулировала разложение родоплеменного строя. У древних германцев образование государства ускорилось в результате завоевания чужих территорий и покорения живших там народов, господство над которыми было невозможно без создания соответствующего аппарата принуждения.

В историко-материалистической теорий возникновение государства связывается не только с появлением в классовом обществе потребности в органе, который умерял бы классовую борьбу, выполнял бы функцию подавления господствующим классом других. Экономическое развитие общества, делающее его структуру и жизнедеятельность более сложной (развитой), приводит к возникновению потребности общества в органе, который выполнял бы функцию управления «общими делами» общества. Таким органом является государство и по сей день.

Указанные общественные потребности, возникающие естественно-историческим путем, можно рассматривать как два государствообразу-ющего фактора. В соответствии с действием этих факторов различают появление двух типов государств: 1) европейских и 2) восточных (азиатских). Возникновение первых главным образом обусловлено классовым разделением общества. Что же касается вторых, то этот процесс характеризуется превращением первобытного общества в государственно-организованное, постепенным перерастанием первобытного, родоплеменного общества в государство.

Возникновение восточных государств имеет свои особенности, во многом связанные с тем, что основу экономики восточного общества составляла не столько частная, сколько общественная собственность. Именно коллективный труд общинников вносил решающий вклад в общественное производство. Основой экономического благополучия восточного общества было поливное земледелие, развитие которого требовало проведения крупномасштабных работ, объединения обширных территорий и больших групп людей, централизованного управления последними.

На фоне действия этих причин из аппарата управления родоплеменными объединениями возникает собственно государственный аппарат. Будучи продуктом естественноисторического развития общества, государственный аппарат постепенно обособляется от общества, а его функционеры становятся господствующим классом, эксплуатирующим труд общинников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: