Тема 13. Правовые основы защиты информации

Информация как объект правоотношений. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации.

Правовые основы защиты государственной тайны. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна.

Тематика докладов и рефератов

1. Юридические свойства информации.

2. Правовые основы обеспечения информационной безопасности России.

3. Коммерческая и служебная тайна.

4. Информационные правонарушения.

Задания

1. Раскройте содержание понятий: информация, массовая информация, персональные данные, конфиденциальная информация, информационная безопасность, государственная тайна, допуск к государственной тайне, коммерческая тайна, врачебная тайна, тайна связи, банковская тайна.

2. Выполните тестовые задания:

2.1. Охраняемая информация имеет

а) товарный знак;

б) гриф общего пользования;

в) гриф ограниченного пользования;

г) знак обслуживания.

2.2. Основные принципы отнесения информации к государственной тайне

а) законность, демократизм, объективность;

б) законность, обоснованность, своевременность;

в) законность, формализм, объективизм;

г) законность, гуманизм, оперативность.

2.3. Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в

а) прокуратуре;

б) Правительстве Российской Федерации;

в) суде;

г) милиции.

2.4. Не могут быть засекречены

а) сведения в военной области;

б) размер золотого запаса;

в) материалы оперативно-розыскной деятельности;

г) разведданные.

2.5. Не существует такого грифа секретности, как

а) «совершенно секретно»;

б) «абсолютно секретно»;

в) «секретно»;

г) «особой важности».

2.6. Защите подлежит

а) любая информация, собственник которой не желает ее раскрывать;

б) устные и документированные сведения, содержащие тайну, охраняемую законом;

в) информация о деятельности органов власти;

г) любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб.

2.7. В особом порядке (без проведения проверочных мероприятий) допускаются к государственной тайне

а) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи и адвокаты, участвующие в соответствующем процессе;

б) сотрудники органов внутренних дел;

в) послы России за рубежом;

г) ответственные работники министерств и ведомств.

2.8. В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются

а) 2 формы допуска;

б) 3 формы допуска;

в) 4 формы допуска;

г) 5 форм допуска.

2.9. Под информацией понимаются

а) сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

б) сведения конфиденциального характера;

в) документированные материалы;

г) данные на материальном носителе.

2.10. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» не распространяется на отношения, возникшие

а) при производстве и распространении информации;

б) при применении информационных технологий;

в) при обеспечении защиты информации;

г) при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности.

2.11. В соответствии с Доктриной информационной безопасности к национальным интересам Российской Федерации не относится:

а) информационное обеспечение государственной политики;

б) продажа другим государствам секретной информации;

в) развитие современных информационных технологий;

г) соблюдение конституционных прав и свобод человека.

2.12. Несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на разглашение которой диктуется служебной необходимостью, является

а) государственной тайной;

б) служебной тайной;

в) личной тайной;

г) коммерческой тайной.

2.13. Обладатель информации при осуществлении своих прав должен

а) предоставлять информацию по требованию любого государственного органа;

б) свободно распространять имеющуюся информацию;

в) принимать меры по защите информации;

г) требовать оплаты предоставленной информации.

2.14. Коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны, является

а) межведомственная комиссия;

б) Конституционный Суд;

в) Государственная Дума;

г) Верховный Суд Российской Федерации.

2.15. Законодательством Российской Федерации не регулируется тайна

а) врачебная;

б) налоговая;

в) исповеди;

г) личная.

2.16. Органы государственной власти, обязанные периодически пересматривать сведения, подлежащие засекречиванию, осуществляют это не реже чем через каждые

а) 7 лет;

б) 15 лет;

в) 10 лет;

г) 5 лет.

2.17. Государственные программы в области защиты государственной тайны утверждает

а) Федеральная служба безопасности;

б) Федеральное Собрание;

в) Президент Российской Федерации;

г) Правительство Российской Федерации.

2.18. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют

а) Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание;

б) Президент Российской Федерации и Правительство;
в) Верховный Суд Российской Федерации;

г) Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание.

2.19. К конфиденциальной информации не относятся

а) персональные данные;

б) адвокатская тайна;

в) сведения, составляющие тайну следствия;

г) сведения о ВВП России.

2.20. Обладатель информации не вправе

а) разрешать использовать информацию;

б) нарушать права других обладателей информации;

в) ограничивать доступ к информации;

г) передавать информацию другим лицам по договору.

2.21 Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается

а) Федеральной службой безопасности;

б) Президентом Российской Федерации;

в) Правительством Российской Федерации;

г) Федеральным Собранием.

3. Решите задачи.

3.1. Гражданин Иванов, десять лет назад допускавшийся по «форме один» к сведениям, составляющим государственную тайну, и прекративший трудовые отношения с закрытым НИИ 6 лет назад, обратился в паспортно-визовую службу с просьбой на получение загранпаспорта и разрешением на выезд из Российской Федерации в Великобританию. В выдаче загранпаспорта и разрешения на выезд ему было отказано. Основанием для отказа явилось заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения, к которым был в свое время допущен Иванов, сохраняют секретность. Иванов посчитал, что его права нарушены. Опираясь на нормы федерального законодательства, дайте правовую оценку ситуации. Что понимается под государственной тайной?

3.2. К руководству акционерного общества «Синтез» обратилась общественная организация «Здоровье» с просьбой представить данные о производственном травматизме на предприятии за последние три года. Руководство акционерного общества отказалось удовлетворить просьбу общественной организации, ссылаясь на то, что, согласно ФЗ «О коммерческой тайне» указанные данные являются секретом производства. Обоснован ли отказ руководства? Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну?

3.3. Журналист Юдин предал гласности закрытые сведения об объемах запасов в недрах стратегического вида полезных ископаемых в России, полученные им в ходе интервью с высокопоставленным лицом из Минэкономразвития. Против журналиста, не прошедшего процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. Является ли Юдин субъектом разглашения государственной тайны? Является ли субъектом разглашения сведений, составляющих государственную тайну, должностное лицо из Минэкономразвития, в функциональные обязанности которого входит работа с такими сведениями? Можно ли журналиста Юдина привлечь к уголовной ответственности, если в ходе интервью он был предупрежден со стороны интервьюируемого, что сведения, которыми он делится, не подлежат распространению в силу их секретности?

4. Определите, в каких федеральных законах закреплены положения о налоговой тайне, банковской тайне, тайне усыновления, врачебной тайне, тайне связи, тайне завещания, адвокатской тайне, аудиторской тайне.

Дополнительная литература

1. Лебедева Н.Н. Право граждан на информацию: становление и развитие /Н.Н. Лебедева, Н.Н. Федосеева // Государство и право. – 2006. - № 5.

2. Лескова И.В. Информатизация общества: правовые проблемы / И.В. Лескова. // Государство и право. – 2007. - № 8.

3. Мытарев Ф.Ю. Право и информационная среда хозяйствующего субъекта / Ф.Ю. Мытарев // Государство и право. – 2007. - № 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: