Какова может быть логика Праздников трезвости? Как они должны быть выстроены в сценарии, а затем осуществлены?
Абстрактно можно выделить две модели.
1. Совокупность разнородных по действию и по масштабу участников мероприятий, объединенных центральной идеей – трезвостью. Эту модель мы в своей практике назвали «балаганом»[3]. Она напоминает ярмарочную площадь эпохи Средневековья или Возрождения. Вспомним хрестоматийные картины Питера Брейгеля.
2. Единое праздничное действие, имеющее свою завязку, интригу, кульминацию и развязку. Мы называем этот тип Праздника «поиском сокровища»[4].
Каждая модель имеет свои преимущества.
Балаган позволяет делать праздник свободным и ненавязчивым, предоставлять развлечения людям разных возрастов и интересов, давать разрядку ведущим по мере необходимости (прекращение одного маленького конкурса или аттракциона не нарушает праздничного действия в целом). Так технически проще провести общечеловеческий Праздник, а не пестовать воздержание от алкоголя какой-то особой социальной, возрастной, половой или иной ущербной группы.
|
|
Поиск сокровища объединяет в едином порыве всех собравшихся и оставляет у них в душе единые эмоции. А организаторам точно известно начало и конец мероприятия.
Впрочем, между моделями нет непроходимых граней. Самый разношерстный балаган предполагает наличие какой-то главной площадки (наиболее массового конкурса и т.п.).
А устроители единого действия обязательно должны быть готовыми к тому, что люди будут приходить на Праздник в разное время. Для тех, кто придет раньше официального открытия, надо предусмотреть какие-то развлечения.
При всей относительности граней двух моделей, их различие остается реальностью и требует конкретного выбора со стороны организаторов.
В конце 90-х казанские Праздники трезвости переросли одну площадку (одно помещение), однако проблема сочетания моделей осталась.
Проводить ли несколько мероприятий одновременно (балаган в масштабах города)? Или лучше выстроить их в единую временную линию? Например, так: утром - открытие выставки в музее Боратынского, днем - экскурсия по трезвенническим местам, после обеда - праздничное заседание в республиканской наркологии, ближе к вечеру - «фотосессия» в торгово-развлекательном центре, к концу дня - вечеринка для организаторов.
Проблема сочетания преимуществ обеих моделей остается и в масштабах города.