А не «сапоги всмятку»

Ловчев В.М.

Праздник трезвости: опыт и перспективы //

Эйфория, 2010, № 1

Диалог в редакции

Популярной газеты Казани в 1992г.

Энтузиаст (горячо, сбивчиво и наивно): «Я принес материал о столетнем юбилее одной любопытной организации нашего города, она так много сделала для общественного здоровья, и читателям Вашим будет интересно узнать. Представьте себе: в масштабах города проходили праздники трезвости!»

Корреспондент (чуть устало, тоном матери, увещевающей неразумного ребенка): «Общественное здоровье – это, конечно, хорошо. Но, поймите, тема сейчас совсем неактуальна. Идет гиперинфляция, люди делят собственность, вот-вот вслед за СССР развалится и Россия. Кто тут будет читать о Праздниках трезвости?!» (добавляет соседу вполголоса, но так что слышит выходящий из кабинета энтузиаст: «У нас в стране все не как у людей! «Живой труп»… «Горячий снег»… А теперь еще и Праздник трезвости!!!»)

Предисловие

Праздники трезвости были придуманы в России в начале ХХ века. Это были яркие, неординарные и весьма эффективные формы антиалкогольной работы. Они становились событиями городского масштаба[1] и существенно меняли эмоциональное отношение к алкоголю. Однако 70 лет коммунистической диктатуры почти вычеркнули трезвенническую традицию из истории Казани и всей России. И лишь в середине 90-х гг. ХХв. общественные активисты и профессионалы антинаркотической сферы Казани с большим трудом возродили Праздники трезвости.

В 2004 году Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан запустило уникальный проект под названием «Будь здоров!» Сотрудники всех подростковых клубов прошли семинар об особенностях профилактической антинаркотической работы с подростками. Важнейшей составной частью семинара стало проведение Праздников трезвости, каждый участник получил брошюру на эту тему[2]. Прошли годы, брошюра давно стала библиографической редкостью. Данное издание опирается на прежнюю брошюру, а также обобщает казанский опыт нулевых годов.

Праздники трезвости за прошедшие годы стали реальностью во многих регионах. Интересные формы их проведения найдены в Нижнекамске, Аскизе, Череповце, Ивановской области. Общероссийский резонанс получили сентябрьские мероприятия в Екатеринбурге. Описать достижения соратников в одной маленькой брошюре затруднительно.

Очные и заочные контакты с иногородними соратниками позволят Вам провести праздники еще лучше.

Часть первая.

Что такое – Праздник трезвости?

Праздник трезвости – это реальность,

а не «сапоги всмятку»

Парадоксальное на первый взгляд понятие – Праздник трезвости – удивительно цельное, единое. Каждая его часть несет очень большую смысловую нагрузку. Оно покушается на базисную проалкогольную эмоцию: настоящее торжество, искренняя радость должны сопровождаться неким ритуальным потреблением алкоголя (для каждого своим по типу жидкости, ее дозе, степени последующего пренебрежения к традиционным нормам поведения и т.п.).

Если Праздник (радостное эмоционально важное событие) в алкоголепитии не нуждается, то роль вина, водки, шампанского, пива и пр. может быть сведена к нулю.

Итак, первая часть понятия – «Праздник». Отмечается именно Праздник, а не День трезвости.

В первой половине нулевых годов казанскими мнатовцами было сделано любопытное наблюдение. Если корреспонденты СМИ настроены доброжелательно к интересующему нас мероприятию, они называют его Праздник трезвости, если приходят скептики – они то и дело сбиваются на ДЕНЬ трезвости. Конечно, тут нет никакого заговора. Происходит типичная оговорка «по Фрейду». Чем неразрывнее в сознании у собеседника эмоциональная связь «алкоголь-праздник», тем чаще он будет сбиваться на «ДЕНЬ трезвости». Подсознание таких людей согласно на всплески некой антиалкогольной накачки, не меняющей в принципе привычную картину мира. Они могут даже примириться с какими-то ограничениями в продаже спиртного или в личном потреблении раз или два в году. Ведь ни один алкоголик не живет в годовом запое, а хозяину пивной тоже иногда нужен санитарный день. Почему такие перерывы «санитарного характера» не приурочить к Дню трезвости?..

Может быть, не стоит копья ломать и пойти на уступки этим ходатаям ДНЯ трезвости? Нет! Понятие «ДЕНЬ трезвости» программирует слушателя на трезвость как исключение из правила. Прислушайтесь, если два раза в год у нас ДНИ трезвости, то чем являются остальные дни года? Днями нетрезвости!

Организаторам следует четко осознать, что дней трезвости у нас 365 в году (кроме високосных годов – там таковых дней 366). Итак, есть будни трезвости, есть – праздники трезвости.

Праздник должен быть праздником, а не реквиемом по жертвам алкоголя. Что греха таить, пара первых возрожденных Праздников трезвости в Казани 90-х годов еще тяготела к своеобразному расширенному межведомственному совещанию. Представитель ведомства Икс перечислял жертвы алкоголя в сфере Икс, представитель ведомства Игрек поминал Игрек-жертвы… Наболело ведь у каждого! Но это была болезнь роста, и уже к рубежу веков мы ее успешно преодолели. Да, на каждом празднике находятся люди, которые приходят со своей бедой. Им не скажешь: «Мы сегодня веселимся, приходите завтра». Поэтому в кармане храним номера телефонов, по которым рекомендуем обратиться за помощью, а также запас небольших раздаточных материалов шокирующего характера (вроде ставшего хрестоматийным «Тела курильщика»). Обязательно надо быть готовым, чтобы по запросу оказать информационную или методическую помощь. Но только по запросу! Гигантским изображениям цирроза печени или рака легких на празднике не место.

Нужны радостные образы и символы. На празднике вполне уместен лозунг: «Трезвость – это радость, а не унылый подвиг».

Теперь обсудим вторую часть понятия. Мы проводим именно праздник трезвости, а не очередное мероприятие о здоровом образе жизни. За здоровый образ жизни – 100% населения России, включая «умеренно» и «сильно пьющих». Кстати, проверьте старинную формулу советской эпохи: «Выпил литр, не закусил и своими ногами дошел домой». Сколько собеседников на неё и сегодня откликнутся: «Здоров мужик!»

Следовательно, нельзя ограничиваться весельем без алкоголя, но и без идеологии. Праздник трезвости – это не очередные «Веселые старты» или «Папа, мама и я - здоровая семья». И «Веселые старты», и «Папа, мама и я - здоровая семья» - нужны. Только не вместо, а вместе с Праздниками трезвости.

Действие на Празднике трезвости должно разворачиваться (извините за тавтологию) именно по поводу трезвости. Мероприятие должно быть идеологичным. Именно так, как насквозь идеологичны самые привлекательные для нас праздники. Представьте себе хорошо организованные Новый год или «8-е Марта». Даже если избирательная амнезия выбьет у нас из памяти, какое сегодня число, то, попав на такой праздник, мы поймем, чему он посвящен, уже через несколько минут. Так и Праздник трезвости должен иметь свою концепцию (идеологию, замысел). Ее ядро – трезвость. Это не праздник какой-то одной трезвеннической организации, и даже не праздник всего трезвеннического движения. Желательно, чтобы действие оказалось привлекательным и для профессионалов антинаркотической сферы, и для граждан, пришедших на праздник «самотеком», а не под влиянием какой-то беды.

Многое будет зависеть от способности соорганизаторов подняться над своими ведомственными интересами и работать на общую идею. Но база для этого общего имеется: врач, учитель, сотрудник ГИБДД, глава администрации, общественный активист и т.п. заинтересованы в отрезвевшем пациенте, трезвом ученике, непьющем водителе и т.д. Кому-то ближе ситуационная трезвость (непьющий именно за рулем), для других важна трезвость как повседневная и повсеместная норма, но всем нужна трезвость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: