Обработка результатов и интерпретация полученных данных

Первичная обработка данных строится следующим образом. Первоначально сравниваются знаки ответов испытуемого со знаками, указанными в «ключе» (см.приложение 5). Если знаки совпадают, то соответствующие баллы засчитываются. Если совпадения нет, то баллы, отмеченные испытуемым, вычеркиваются и не берутся в расчет. Затем вычисляется алгебраическая сумма баллов тех ответов, знак которых совпал с «ключом», отдельно для варианта А и варианта Б. Полученная таким образом сумма делится на общее количество совпавших по знаку с «ключом» утверждений в данном варианте, т.е. находится среднее арифметическое. Как для варианта А, так и для варианта Б окончательный результат может представлять собой любое целое или дробное число в диапазоне от +4 до -4. Обычно результат, полученный по варианту А, обозначается символом R1, а по варианту Б - символом R2.

При интерпретации результатов исследования, во-первых, анализируется «сила» аффилиативной мотивации, степень выраженности двух ее составляющих: аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению. Оценить количественные показатели R1 и R2 можно с учетом величины средних и стандартных отклонений, выявленных в наших исследованиях (см.приложение). Значения R1 и R2, превышающие величину среднего значения плюс стандартное отклонение, можно считать показателями высокой степени выраженности соответствующих мотивационных тенденций, а значения ниже величины среднего минус стандартное отклонение - низкой степени их выраженности.

Далее на основе анализа комбинации данных, полученных в обоих вариантах опросника, определяется качественная специфика проявления мотива «присоединения». Автор опросника выделяет 4 типа мотивации аффилиации:

1.Высокие показатели R1 и низкие показатели R2 характерны для «позитивного аффилиатора», в большинстве случаев его потребность в аффилиации адекватно удовлетворяется. Индивид ожидает, что его аффилиативные действия и намерения будут подкреплены позитивно, будут вызывать у окружающих положительные эмоции, дружбу, любовь, восхищение и понимание.

2.Низкие показатели R1 и высокие показатели R2 характеризуют «негативного аффилиатора», в большинстве случаев его потребность в аффилиации остается неудовлетворенной или вовсе отвергается. Индивид ожидает от окружающих отрицательных подкреплений, проявления негативных чувств и эмоций в ответ на собственные аффилиативные действия и намерения.

3.Значения R1 и R2 низкие или в пределах средних значений характерны для «нейтрального аффилиатора». Для таких людей большинство ситуаций обладают достаточно слабым позитивным или негативным релевантным аффилиации подкрепляющим действием, они склонны полагать, что их намерения и действия, направленные на «сближение», могут быть восприняты окружающими как умеренно позитивно, так и умеренно негативно.

4.Высокие значения как R1, так и R2 свидетельствуют о том, что в большинстве ситуаций потребность в аффилиации либо удовлетворяется, либо отвергается. Это характерно для «амбивалентного аффилиатора». Такое соотношение тенденций является мотивационной основой ярко выраженного конформного поведения, т.е. показателем мотива зависимости, поскольку частое применение окружающими позитивных и негативных санкций есть средство формирования у индивида зависимости.

Приложение 6.

Инструкция и текст опросника. «Вам предлагается ряд утверждений, в которых описываются типичные способы поведения в типичных ситуациях. Внимательно прочитайте каждое утверждение и укажите степень своего согласия с ним, руководствуясь следующей оценочной шкалой:

+4 - полностью согласен

+3 - в основном согласен

+2 - скорее согласен, чем не согласен

+1 - почти согласен

0 - не знаю, затрудняюсь ответить

-1 - почти не согласен

-2 - скорее не согласен, чем согласен

-3 - в целом не согласен

- 4 - совершенно не согласен.

Вариант А.

1.Когда меня с кем-либо знакомят, я не очень стараюсь понравиться.

2.Я предпочитаю такого руководителя, который не пытается сохранить дистанцию с подчиненными и легко входит с ними в контакт.

3. Когда мне не по себе, я стараюсь быть среди людей, чтобы не оставаться одному.

4. Если бы я был вынужден выбирать, то скорее предпочел бы прослыть интеллектуальным, чем общительным человеком.

5. Мне свойственно открыто выражать свою признательность людям, не дожидаясь каких-либо особых случаев.

6. Хороший фильм доставляет мне больше удовольствия, чем многолюдная вечеринка.

7. Мне нравится иметь как можно больше друзей.

8. Если при первой встрече с человеком я не поладил с ним, то стараюсь найти повод, чтобы доказать ему свое расположение.

9. Мне лучше работать одному, чем с коллективом.

10. Я думаю, что любой опыт приобретает особое значение, если он разделен с другом.

11. Когда я встречаю на улице знакомого, то обычно здороваюсь первым.

12. Мне нравятся мероприятия, которые позволяют мне завести новых друзей

13.Я бы предпочел найти работу с помощью моих друзей, а не официальных должностных лиц.

14. Я не верю тем, кто открыто проявляет свои чувства к друзьям.

15. Ночью я предпочитаю спать, а не обсуждать свои дела с кем бы то ни было

16. У меня очень мало близких друзей.

17. Когда я нахожусь среди незнакомых людей, меня не очень беспокоит, как они ко мне относятся.

18. Если бы мне пришлось выбирать, я бы предпочел сильную привязанность друзей, а не их уважение к моим интеллектуальным достоинствам.

19. Меня больше интересуют индивидуальные развлечения типа разгадывания кроссвордов, чем групповые игры вроде карт.

20. Меня больше привлекают теплые и открытые люди, чем те, которые держатся отчужденно.

21. В путешествиях я предпочитаю общаться с людьми, а не любоваться пейзажами в одиночестве.

Вариант Б.

1. Иногда мне легче бывать среди чужих людей, чем среди знакомых.

2. Если я скучаю на вечеринке, мне ничего не стоит уйти первым.

3. Мне было бы очень обидно, если бы мой друг поспорил со мной при посторонних.

4. Если мои товарищи или коллеги обсуждают какую-либо проблему, мне хочется высказать свое мнение.

5. Я стараюсь избегать людей, которые любят критиковать других.

6. Я часто захожу к знакомым без приглашения.

7.Я могу пойти в компанию, даже если знаю, что там будут люди, которые меня недолюбливают.

8. Прежде, чем высказать собственное мнение, я стараюсь выяснить, что думают по этому поводу мои товарищи или коллеги.

9. Если мои друзья спорят между собой, я обычно принимаю сторону того, кого считаю правым.

10. Если я кого-нибудь о чем-то прошу и получаю отказ, то не решаюсь повторить свою просьбу.

11.Обычно я не высказываю свое мнение в присутствии людей, которых плохо знаю.

12. Если при обсуждении какого-либо вопроса я не понимаю мысли выступающего, то скорее промолчу, чем прерву его и попрошу повторить.

13. Я люблю обсуждать с людьми такие острые проблемы, как политика и религия.

14. Мне неловко напоминать человеку о вещи, которую он должен мне вернуть.

15. Я могу открыто критиковать людей и от них ожидаю того же.

16. Я могу получить удовольствие от вечеринки, даже если понимаю, что одет несоответствующим образом.

17. Иногда я воспринимаю критику очень болезненно.

18. Я стараюсь избегать тех, кто недолюбливает меня.

19. Мне трудно попросить кого-либо об одолжении.

20. Я редко противоречу людям, потому что боюсь их обидеть.

21. Если человек не хочет говорить со мной, я чувствую это по малейшим признакам.

22. Если я должен идти к незнакомым людям, то предпочел бы идти не один, а с другом.

23. Я часто говорю то, что думаю, даже если это может помешать моему контакту с собеседником.

«Ключ».

Вариант А

№вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Знак - + + - + - + + - + + + + - - - - + - + +

Вариант Б

№вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Знак - - + - + - - + - + + + - + - - + + - + + + -

Средние и стандартные отклонения (студенты вузов, средний возраст 21 год)

Вариант Мужчины(138 чел.) Женщины(204 чел.) В целом(342 чел)
Среднее Станд. отклонение. Среднее Станд. отклонение Среднее Станд. отклонение
А Б 0,86 0,66 0,79 0,53 1,17 0,81 0,35 0,76 1,03 0,76 0,65 0,58

Рекомендуемая литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

3. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.

4. Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

5. Зиверт Х. Тестирование личности. М., 1998.

6. Кузнецова Е.В. Личность в межличностных отношениях. Ростов-на-Дону, 2002.

7. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.

8. Майерс Д. Социальная психология СПб, 1997.

9. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

10. Практикум по психодиагностики. М., МГУ, 1989.

11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А. Крылова СПб, 1997.

12. Рюмшина Л.И. Ценностно-смысловой подход к общению. Ростов-на-Д, 2004.

13. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Методическое руководство. Ярославль, 1992.

14. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерпресональной диагностики Т. Лири. М., 1990.

15. Социальная психология личности в вопросах и ответах. / Под ред. В.А. Лабунской. М., 1999.




double arrow
Сейчас читают про: