Данный опросник относится к группе методик, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Он разработан известным американским психологом А. Мехрабяном на основе его теоретической концепции мотивации аффилиации и многочисленных экспериментальных исследований действий и поведения личности, побуждаемых данным мотивом. Адаптированный русскоязычный вариант опросника подготовлен на факультете психологии МГУ М.Ш. Магомед-Эминовым [10]. Полученные при помощи опросника данные позволяют проанализировать, как осуществляется регуляция поведения человека в различных сферах общения и межличностного взаимодействия.
Согласно представлениям А. Мехрабяна, мотив аффилиации носит ярко выраженный социальный характер, т.е. цели, на которые направлены побуждаемые эти мотивом действия, могут быть осуществлены лишь в социальном контексте, во взаимодействии с другими людьми. Известно, что аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление личности быть в обществе других людей, ориентация на поддержку и принятие со стороны окружающих - в той или иной мере характерна для всех людей. Блокирование аффилиативной тенденции приводит к возникновению чувств одиночества, отчужденности, порождает фрустрации, комплексы и др.
Цель аффилиации с точки зрения стремящегося к ней индивида можно определить как поиск со стороны партнера любви или, по крайней мере, желательности себя, дружеской поддержки и симпатии. Очевидно, что обозначенная цель выступает для человека как некоторая позитивная ценность, а результаты действий и поведения, ведущие к ее достижению, будут обладать положительной привлекательностью. Напротив, неудачная аффилиация, неудачные действия, направленные на достижение контакта, обладают отрицательной привлекательностью. В процессе приобретения индивидуального опыта общения у человека складываются обобщенные ожидания позитивных или негативных подкреплений со стороны партнера по аффилиации, которые и определяют индивидуальный профиль мотива аффилиации. А.Мехрабян выделяет две основные тенденции данного мотива: аффилиативную тенденцию и чувствительность к отвержению, степень выраженности и соотношение которых у каждого конкретного человека отличаются своеобразием и во многом определяют характер межличностного поведения и специфику отношений к другим людям.






