Трудности роста

Основная проблема цифровой дистрибуции в России в том, что читатели хотят видеть электронные версии любимых изданий на сайте, издатели же пока не спешат предоставлять цифровые копии, опасаясь за судьбу бумажных тиражей, полагает Дмитрий Моисеенко. "Естественным образом нишу заполняют сканированные версии изданий на пиратских сайтах типа Journal-plaza.net, которые и удовлетворяют эту все возрастающую потребность", – заключает он.

Кто-то пытается продавать свои СМИ через интернет собственными силами. К примеру, ИД "Эксперт" с весны предлагает электронные версии журналов "Эксперт", "D штрих" и "Русский репортер". Электронная подписка на журнал "Эксперт" на месяц обойдется в 330 руб., на "Русский репортер" – в 200 руб. Для одноразового доступа к материалам нужно отправить SMS на определенный номер (цена SMS – 43-45 руб.) и получить специальный код. Но, по словам Константина Илющенко, пока ситуация с платным доступом не слишком радует: "Сначала мы столкнулись с тем, что кто-то купил свежий номер за 45 руб. и продал одну из статей в другое СМИ с минимальным рерайтом. Затем одна из инвестиционных компаний использовала нашу статью, переработав ее в инвестиционную рекомендацию для клиентов. И в-третьих, пиратство – ссылку на PDF-файл я нашел буквально на следующий день после начала его продаж".

Тем не менее продажа цифровых копий, отличных от интернет-версии, считается одним из немногих реальных методов противостояния пиратам и нелегальному контенту. Для издателей цифровая дистрибуция – один из способов придать распространению своего контента в сети более или менее управляемый характер, утверждает Максим Поляков. "В файлообменниках лежат просто громоздкие PDF-версии страниц, в то время как специальные сервисы переводят полученные от издателей данные в защищенный, легкий и удобный для чтения и просмотра формат, – говорит Павел Филенков. – А у обычного вываливания страниц в PDF-формате просто нет будущего".

В целом же мнения издателей о новой модели распространения неоднозначны, для России электронная пресса пока еще terra incognita. "У печатной прессы падают тиражи и доходы от рекламы, а сайты журналов – даже самые лучшие – зарабатывают в 5-10 раз меньше, чем сами журналы, – говорит Игорь Варнавский. – Что с этим делать, никто толком не представляет. Единственным решением видится разработка цифровых версий журналов для планшетов. Как показал пример журнала Wired для iPad, люди готовы их покупать".

Так или иначе, многие издательские дома уже просчитали выгоду цифровой дистрибуции и заключают договоры с интернет-магазинами периодики. ИД Hachette Filipacchi Shkulev (журналы Maxim, Elle, Marie Claire, Psychologies) распространяют свои цифровые копии с помощью Zinio с начала 2010 года, а Independent Media Sanoma Magazines (Cosmopolitan, Esquire, "Популярная механика", Harper`s Bazaar, Men`s Health, "National Geographic Россия") – с прошлого лета. Ведет переговоры с цифровыми дистрибуторами и ИД "Коммерсантъ".

Однако российская аудитория платных сетевых сервисов пока еще слишком мала, в целом пользователи не готовы выкладывать за информацию свои кровные. Для большинства это психологический барьер, который сложно преодолеть, говорят эксперты. Готовы платить те, кто пользуется интернетом и, в частности, платным контентом на постоянной основе, отмечает Павел Филенков. Очевидно, что это самые активные пользователи интернета, у которых есть высоскоростной интернет и кредитки или аккаунты в платежных системах, считает Игорь Варнавский.

"Сетевая оплата услуг и товаров будет становиться все более обыденной вещью, – продолжает Филенков. – И покупка цифровой копии газеты уже не будет вызывать удивления. Лет через пять картина изменится радикально". Пока же, по словам Максима Полякова, сайт Zinio, крупнейшей профильной компании на российском рынке, посещают в зоне.ru лишь 2 тыс. человек.

Пока в России цифровая дистрибуция делает первые шаги и свои главные надежды связывает с ростом рынка планшетных устройств. На Западе подобные сервисы пользуются высоким спросом, а издатели считают своим долгом адаптировать печатные версии к популярнейшему планшету iPad (см. дополнительный материал), не так давно выпущенному компанией Apple. Российские игроки готовы последовать их примеру.

********************
Планшетно-печатная революция
Развитие цифровой модели распространения прессы напрямую зависит от того, каким спросом будут пользоваться у читателей планшетные компьютеры. А спрос весьма приличный уже сейчас.
Планшетные компьютеры относятся к классу ПК, при этом функции клавиатуры и мыши у них выполняет сенсорный экран. На рынке эти устройства появились в 2002 году. Революцию в сегменте совершила компания Apple, весной выпустившая iPad. В конце июня Apple объявила о продаже 3 млн iPad всего за 80 дней после начала реализации в США. Успех колоссальный.
В России официальные сроки начала продаж iPad до сих пор не определены, равно как и цены. В США стоимость аппарата разнится от $499 до $699 (в зависимости от объема памяти). По разным данным, потенциальная емкость отечественного рынка планшетов – около 500 тыс. штук в год. Как оценивает "Финам", доля iPad в сегменте планшетов может составить порядка 45-50% по итогам 2010 года, это 6-7% рынка ПК в целом.
Планшеты предлагают и другие производители. По данным аналитической компании Frost & Sullivan, главными конкурентами Apple, по крайней мере, на европейском рынке, являются HP, Asus, Dell и Archos. До конца года появятся планшеты и от Samsung. В России сотовые операторы "большой тройки" – МТС, "Вымпелком" и "МегаФон" готовят к выпуску планшеты под собственными брендами.
Издатели периодики выводят на рынок электронные версии своих газет и журналов для букридеров – Kindle (Amazon), eReader (Sony), Nook (Barnes&Noble). Теперь они вынуждены корректировать этот процесс с учетом появления планшета Apple. Так, в ИД Conde Nast (Vogue, GQ, Architectural Digest, Tatler, Glamour) отмечают, что читатель iPad-версии их журналов проводит в среднем порядка 60 минут за этим чтением, посетитель сайта журнала тратит с той же целью менее 5 минут за один визит. По мнению директора по маркетингу медиаагентства Jet-Co Алексея Плешанова, Apple удалось создать оптимальную закрытую экосистему для цифровых версий СМИ, в отличие от хаотичного веба с читательским серфингом, который мало способствует размеренному и концентрированному восприятию контента.
Ведущие европейские газеты уже предлагают читателям свои приложения для популярного планшета. К примеру, версии для iPad разработали французская Le Figaro и итальянская La Repubblica, а приложение газеты The Guardian – Eyewitness – в первые часы после появления в сети было загружено 90 тыс. раз.
Практически все крупные издательства в США приступили к оцифровке своих изданий и их адаптации под iPad. Уже в середине мая The New York Times объявила, что к этому времени было скачано более 300 тыс. iPad-версий газеты. Журнал Wired выходит в печатной версии тиражом около 800 тыс. экземпляров, и его версия для iPad за две недели продалась в количестве 76 тыс. копий – по той же цене, что и печатная. Через пять-семь лет 70% чтения как такового будет осуществляться с планшетных носителей, говорит управляющий партнер Zinio-Russia Максим Поляков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: