Введение. 1. Психология как наука, ее предмет

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ СТРОЕНИЕ И МЕТОДЫ

1. Психология как наука, ее предмет. Функции психологии как науки.

2. Строение психологии как науки, ее основные разделы.

3. Методы исследования в психологии.

Контрольные вопросы:

1. Что такое психология как наука? В чем специфика ее предмета?

2. Каковы функции психологии в жизни человека и общества?

3. Каким образом устроена психология как наука, какие разделы она включает?

4. В чем отличие индивидуальной психологии от социальной? Как различаются их предметы?

5. Каковы особенности объективных методов исследования в психологии?


ВВЕДЕНИЕ

Если психология человека - это действительный феномен его внутреннего мира, вполне реальное явление душевной жизни, то «Психология» как специальная дисциплина - это область знаний, практического и духовного опыта, сложившегося о данном явлении в истории культуры. Все мы и каждый человек в отдельности наблюдаем за собой, осмысливаем свою душевную и духовную жизнь и становимся сами себе психологами, используя накопленный опыт переживаний, мышления, решений и поступков. Однако в самых серьезных и ответственных ситуациях нашей душевно-духовной жизни мы можем обратиться к знаниям «Психологии». Как наука, «Психология» стала складываться в ХVШ веке. Поскольку научный подход связан с применением принципа объективности познания, принципа причинности связей явлений, а в постижении субъективной и индивидуальной природы душ человеческой эти принципы не выполнимы, постольку предметом «Психологии» стала психика, ее процессы, состояния, свойства и закономерности психического устроения человека. В то же время, опыт постижения идеальных смыслов, особенностей и определенных «законов» душевно-духовной жизни человека в наибольшей степени представлен в психологическом содержании искусства, морали, религии, философии. Таким образом, знание «Психологии» может быть научным и не научным, вне научным.

Предметом «Психологии» как науки является изучение закономерностей душевной реальности человека, ее становления, функционирования и развития, которые представлены в психических процессах, состояниях и свойствах внутреннего мир! человека.

Процессы характеризуют психику человека в изменении, в движения, в действии в динамике. Такими психическими процессами являются: восприятие, ощущение представление, память, мышление, воображение, речь и т.п.

Состояния характеризует психику человека в устойчивости, в неподвижности, неизменности. Такими психическими состояниями являются: вера, страх, любовь внимание, возбуждение, понимание, тревожность, уверенность в себе и т.п.

Свойства характеризуют те существенные стороны, аспекты психики человеке которые отличают его от других. Психическими свойствами являются: темперамент, воля, характер, задатки, способности, совесть, ум и т.п.

Выяснив предмет «Психологии», можно перейти к вопросу о ее значении в жизни человека и общества, то есть к разбору тех функций, которые могут выполнять знания «Психологии». И здесь, прежде всего, следует обратить внимание на тот неподдельны интерес к знанию «Психологии», который вызван глубокой потребностью человека в том чтобы узнать себя, свои сильные и слабые стороны, чтобы научиться владеть собой, полнее раскрыть свои способности. Таким образом, первой функцией знания «Психологии» является его участие в познании человеком самого себя.

Другим чрезвычайно важным значением знания «Психологии», является его роль познании внутреннего мира других людей. Это помогает лучше понимать людей особенно близких нам, правильно строить с ними отношения, избегать конфликтов, а если они возникают, то научиться управлять конфликтом, чтобы не стать его жертвой, отношениях с другими людьми в деятельности и в общении знания «Психологии» мог помочь оказать положительное воспитательное воздействие. Велико значение знаний «Психологии» в менеджменте, в политической деятельности, в формировании общественного мнения. Трудно переоценить важную роль знаний «Психологии» для семейной жизни, а также в профессиональной деятельности.

Третьей функцией психологического знания является его незаменимая роль работе человека над самим собой, в развитии своих задатков и способностей; в изменении своего характера, в избавлении от вредных привычек, в самовоспитании чувств и совести, ее возвышении. Принципиально важной является роль психологического знания в том, чтобы за горизонтом собственной душевной жизни суметь открыть глубину жизни духовной и психологически включиться в практику духовного совершенствования, помогающей удерживаться от гнева и зависти, от осуждения других и высокого самомнения и наоборот позволяющей обрести долготерпение, мир в душе, нелицемерную любовь к людям.

Для того, чтобы «Психология» могла выполнить свою роль в жизни человека и общества, ей необходимо иметь соответствующее строение. Поэтому вполне логично перейти к разбору того, как устроена «Психология», какие основные разделы и отрасли она в себя включает. Здесь надо сразу же отметить, что фундамент психологического знания образует «Общая психология», предметом которой как раз и являются психические процессы, психические состояния и психические свойства человека. Общей она называется потому, что открываемые ею законы (например, памяти, внимания, темперамента) не зависят от особенностей пола, возраста, расы, телосложения, принадлежности к определенной культуре, нации, духовной вере и т.п.

«Общая психология» лежит в основе еще двух важнейших отраслей психологической науки: «индивидуальной психологии», и «Социальной психологии». Первая исследует душевную реальность человека в его отдельном существовании, вне связей с другими людьми, то есть эти связи существуют и они признаются, но они не оказывают какого-либо существенного влияния на психологию человека. Основными разделами «Индивидуальной психологии» является: 1. «Психология индивида», включающая такие подразделы как «Психология пола», «Психология возраста», «Психология расы»; 2. «Психология личности», включающая «Психологию деятельности», «Психологию мышления», «Психологию поведения»; 3. «Психология индивидуальности», содержащая «Психологию воли», «Психологию характера», «Психологию способностей и мотивов».

Основными разделами «Социальной психологии» являются»: 1. «Групповая психология», 2. «Психология общения» и 3. «Социальная психология личности». Главная особенность «Социальной психологии» состоит в том, что она изучает душевную реальность человека в прямой зависимости от его взаимоотношений и влияний со стороны других людей, то есть она рассматривает душевный мир «человека среди людей». Основополагающим принципом: «Социальной психологии» является положение о том, что «человек, сам по себе не равен тому же человеку в составе группы», ибо он становится в корне иным: меняются его язык, речь, мышление, эмоции, деятельность, характер, потребности, мотивы и т.п.

И, наконец, все выделенные нами отрасли психологической науки имеют прикладной аспект, а совокупность этих прикладных аспектов образует новую, сейчас бурно развивающуюся, отрасль «Психологии» - «Практическую психологию». Назовем ее основные разделы 1) «Педагогическая психология; 2) «Медицинская психология», 3) «Юридическая психология», 4) «Психология семьи», 5) «Инженерная психология». Далее следует указать на психологию разных форм культуры: «Психологию научного творчества», «Психологию морально-нравственных отношений», «Психологию искусства», «Психологию религии», «Психологию политики» и самый обширный раздел «Практической психологии» - это «Профессиональная психология» (см. учебник Е.А. Климова). Подытожим наше описание строения «Психологии» как науки следующей схемой:

1. Общая психология

Психические процессы,

состояния, свойства человека

I. Индивидуальная психология II. Социальная психология

1. Психология индивида. 1. Психология группы

2. Психология личности 2. Психология общения

3. Психология индивидуальности 3. Социальная психология

личности

IV. Практическая психология

В самом начале введения мы уже отметили, что предмет «Психологии» неоднороден, он заключает в себе как духовное содержание, так и душевно-телесное Первое изучается «религиозной психологией», а второе - научной психологией, которая носит светский характер. Такое различие двух направлений в психологии обусловлено тем, что в основе их лежат разные учения о человеке и его устроении. Здесь, следует особо подчеркнуть, что душа человека, его внутренний мир, обладает целостностью и поэтому ему присуще единство духовного и душевно-телесного содержания. И так как это единство и целостность не достаточно представлены в научной психологии, т необходимо провести сравнение двух направлений в психологии - научного религиозного по их этическому отношению к человеку. Таким образом, мы переходим рассмотрению третьего вопроса плана.

Научная психология имеет светский характер и потому изучая душевный мир человека руководствуется принципом гуманизма и стремиться помочь людям обреет психическое здоровье, уравновешенность, уверенность в себе, умение быть счастливыми. При этом, что очень важно, научная психология уважая свободу человека, его достоинство намеренно занимает позицию этической нейтральности, то есть не затрагивает глубоко личных вопросов и представлений человека о смысле жизни, счастье, о добре и зле, о свободе, о духовной вере и т.п. Научная психология не пытается взять на себя ответственность за то, чему будет служить оздоровленная, приведенная гармонию психология человека - добродетельной жизни, обретению благочестия или тщеславию, стяжанию богатства, достижению власти над людьми.

Напротив, совсем иную позицию в этическом отношении к человеку занимает религиозная психология опираясь на богословие и теологическое понимание человека, его сущности. С точки зрения такого понимания душа человека предназначена к вечной жизни, в ней есть образ Божий как возможность достижения человеком духовно- нравственного совершенства. Однако человек, обладая свободной волей может уклониться ко греху, который оскверняет образ Божий в нем, что и проявляется расстройстве души и в душевных болезнях. Поэтому религиозная психология стремится помочь человеку восстановить чистоту души, чистоту совести, следовательно, она не может быть этически нейтральной, настраивая человека не на самодовольство, а на борьбу с самим собой за спасение души от грехов гордости, сквернословия, непочтения родителей на пути достижения действительного духовного совершенства (святости, Богоподобия). Религиозная психология призывает человека всегда быть внимательным своей душе, очищать ее покаянием, приучать ее к воздержанию, к терпению ради мир душе, любви к людям и благоговения перед Богом: «Какая польза человеку, что приобретет весь мир, а душе своей повредит?» - так говорит Евангелие от Матфея (16,26).

Рассмотренные нами два разных направления в «Психологии» не могут существовать не зависимо друг от друга, так как они изучают две неразрывно связанные стороны единой человеческой психологии: душевные силы (чувственно-эмоциональные, интеллектуальные и волевые), проявляющиеся в общении, поведении, мышлении, деятельности, и те духовные качества души, на осуществление которых направлены эти силы. Так им образом, «Психология», изучая психику служит пониманию сложного взаимодействия условий в которых раскрывается высокое духовное предназначение человеческой души, как сопричастной вечности, а гуманитарные, философские (этические, художественные, религиозные) откровения о душе подразумевают, при этом, понимание специфики и законов психического устроения человека.

Данное понимание единства «Психологии» как науки, служит основанием для выявления в ней трех групп методов: 1) объективные методы - наблюдение, эксперимент, тестирование и другие; 2) субъективные методы: самонаблюдение, проективные методы и другие; 3) методы духовной практики. Поскольку первые две группы методов подробно описаны в литературе (см. Немов Р.С. Психология. - М, 2002. 0 С. 5-28; Радугин А.А. психология и педагогика. - М., 2000. 0 С. 22-27; Введение в психологию. - М, 1996. - С. 88-116), мы остановимся на характеристике третьей группы методов.

Духовная практика (у древнегреческих аскетов, у йогов, у христианских монахов) это деятельность направленная на достижение духовного совершенства (самообладания, мужества, смиреномудрия) посредством самоуглубления, работы над своими недостатками, искоренения пороков в душе. Именно в духовной практике аскетизма (воздержания) человек учился преодолевать себя, изменять свой характер, избавляться от пагубных привычек следуя закону Божию, его заповедям, идеалам благочестия. И вот здесь важно понять, что с первых же шагов духовной практики, духовной жизни человек убеждается в том, что совсем не знает себя, или недостаточно знает своих возможностей, своих психологических сил (ума, воли, эмоций, чувств). Чтобы достичь хотя бы малых результатов в деле духовного совершенствования, человек прибегает к самопознанию и постепенно накапливает драгоценный опыт духовного возрастания, который впоследствии передается в поучениях. Вот примеры таких поучений: «У сердца человека должны быть стражи: внимание к себе (своей душе, совести); страх Божий; память смертная». «Держи ум свой во аде» (старец Силуан Афонский). «Внимайте себе братия, всех молю. Прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную и телесную, и любовь не лицемерную; чести и славу не любите; паче всего бойтесь и поминайте час смертный и второе пришествие» (прп. Сергий Радонежский).

В итоге, все три группы методов познания в «Психологии» позволяют получить достаточно целостное психологическое знание о душевном мире человека, о его смысловом содержании и духовной направленности, о сложных внутренних связях и взаимодействиях. И о его внешних проявлениях в особом характере поведения, общения, мышления и деятельности человека.

Рассмотренные нами методы психологического познания постепенно складывались на всем протяжении многовековой истории «Психологии», начиная с античных времен. При этом важно помнить, что психологическое знание в виде практического опыта было известно людям всегда и его учитывали и родители воспитывая детей, и вожди племен, и полководцы и жрецы и т.п.

Однако как специальное знание «Психология» начинает сказываться в эпоху античности, первоначально преимущественно в области философии; затем в эпоху средневековья, «Психология» как учение о духовном содержании душевной жизни развивалась преимущественно в составе религии как формы культуры; в эпоху Нового времени «Психология» начинает складываться как область научных исследований методами естествознания. Отмеченные три этапа в истории развития «Психологии» показывают, что цельное психологическое знание не может быть построено без учета глубокого внутреннего единства и связей философских, религиозных и научных понятий, характеризующих сущность, содержание и проявление душевного мира человека, то ест его психологии в человеческой жизнедеятельности.

Все основные направления в историческом развитии психологии достаточно представлены в учебном пособии «Психология и педагогика». Под ред. А.А. Радугина. М., 2000. - С. 13-21 и в учебнике «Введение в психологию». Под ред. А.В. Петровского. М., 1996. - С. 5-69. Мы кратко разъясним характерные особенности современны направлений развития «Психологии», чтобы показать, каким образом она постепенно пытается обрести свою целостность. Итак, обратимся к гуманистической психологии возникшей в годы после П-ой мировой войны (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт Основная идея этого направления - преодолеть ту биологизацию человеческой души, сведения ее до уровня инстинктов, которая характерна для психологии бессознательно 3. Фрейда. Поэтому гуманистическая психология берет за основу понимания сущности души человека свойственные ему дарования ума, творчества, благородного чувства волевой устремленности к успеху, к счастью и т.п. Данное направление помогает человеку в актуализировать, то есть привести в действие, в созидательный процесс те силы души которыми одарен каждый человек, он только должен захотеть раскрыть себя, самореализовать и стать творцом своего счастья, «хозяином» своей судьбы. Это оптимистическая психология веры человека в свои собственные творческие силы души и духа. Таким образом, гуманистическая психология полагала богатый мир человеческой души вполне самодостаточным началом, источником успешного творческого развития самого человека, то есть человек как бы замыкался сам на себя.

В то же время, известно, что человек открыт не только природной и социальной среде, не только творческой среде культуры, но и сакральной области непостижимо чистого духа, с которой он связан мистическим, таинственным образом. Именно в этой таинственной области непостижимого душа человека может черпать энергию и смысл творческого вдохновения, однако происходит это стихийно, когда человеку удается выйти за пределы своей личности к сверхличным ценностям. Вот почему и возникает в конце годов XX века новое направление «Трансперсональная психология», назначение которой исследовать открытость человеческой души к высшим духовным горизонтам бытия. Данное направление изучает трансперсональные (обращенные к сверхличностным ценностям - всеобщее благо, мир, справедливость) переживания религиозного мистического опыта, опыта смерти и т.п., показывая, что они обладают особ потенциалом врачевания, а также имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития человека. Таким образом, это направление «Психологии» вполне доказывает существование ценностно-смыслового пространства личности, само наличие сферы духовного, запредельного в душе человека, где идет поиск и обретение смысл человеческой жизни и смерти. Однако в этом духовном поиске человек не обладает необходимыми критериями различия подлинного смысла жизни от мнимого, истинного ложного, мудрого и лукавого и т.п.

Решение проблемы обоснования указанных критериев стало возможным уж новом направлении современной психологии, возникшем так же в средние XX века. Данное направление было создано выдающимся австрийским психиатр психотерапевтом, христианским мыслителем Виктором Франклом и получило название «Логотерапии», где логос - понимается как смысл, а терапия - как исцеление души. Логотерапия нацелена на то, чтобы придать утратившей смысл жизни человека вполне определенное духовное содержание, посредством направленности внимания и сознания человека к подлинным нравственным и культурным ценностям. В основу это направления В. Франкл положил трагический опыт выживания и гибели люде фашистских концентрационных лагерях, куда он сам был заключен; там он наблюдать, как физически очень сильные люди быстро гибли, утрачивая смысл и жизни, и наоборот, люди от природы слабые выживали благодаря веры в высокий духовный смысл своей жизни, ради которого надо было перенести тяжелейшие страдания. Эти люди сильного духа оказались стойкими подвижниками и не только сами смогли достойно превозмочь страшные мучения, но и стали жизненной духовной опорой для других малодушных пленников. Согласно «Логотерапии», основной движущей силой личности является поиск человеком подлинного достойного смысла своей жизни. Таким образом, в данном направлении «Психологии» за основу принимается целостное понимание души человека как единство психофизического и духовно смыслового начал.

Введение в психологию. Под ред. А.В. Петровского М., 1996.-С. 70-73.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО

В СИСТЕМЕ НАУК

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

1. Предмет психологии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что имея предметом исследования Землю, первая из них изучает состав, строение и историю Земли, а вторая - размеры ее и форму. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит прежде всего в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. В самом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах – это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года — это нечто отличающееся от того, что реально происходило в канун Нового года, и т.п. Так постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свой-ствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

И хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.), однако потребности практического взаимодействия вынуждали их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поколения к поколению, в языке, в памятниках народного творчества, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка - вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т.п.

Определенное представление о психике дает человеку и его личный жизненный опыт: что повторное прочтение какого-либо текста способствует лучшему сохранению его в памяти, человек усваивает из личного опыта, даже если бы ему и осталась неиз-вестной пословица: «Повторенъе — мать ученья».

Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способствовать до известной степени ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определенных пределах правильными и соответствующими действительности. Однако в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы

С людьми (педагогической, лечебной, организационной и т.п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила существенно важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях восприятия. Например, страница, на которой напечатаны эти строки, будет восприниматься как белая и на ярком солнечном свету, и в полутьме, и при электрическом освещении, хотя физическая характеристика лучей, отбрасываемых бумагой при столь различной освещенности, будет весьма различной. В данном случае перед нами качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить величина времени реакции данного человека на воздействующий раздражитель (если испытуемому предлагают в ответ на вспышку лампочки нажать на кнопку как можно скорее, то у одного скорость реакции может быть 200 миллисекунд, а у другого - 150, т.е. значительно более быстрая). Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в эксперименте, являются психологическими фактами, устанавливаемыми в научном исследовании. Они позволяют количественно характеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.

Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Научное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Так, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается с необходимостью вся-кий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е. закономерно. Закономерный характер имеет, например, приведенный выше факт относительного постоянства восприятия, при этом постоянством обладает не только восприятие цвета, но и восприятие величины и формы предмета. Специальные исследования показали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения. Оно формируется постепенно, по строгим законам. Если бы не было постоянства восприятия, человек не смог бы ориентироваться во внешней среде - при малейшем изменении его положения относительно окружающих предметов происходило бы радикальное изменение картины видимого мира, предметы воспринимались бы искаженно.

Как же можно определить предмет психологии? Какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами его бы ни обозначали (душа, сознание, психика, деятельность и т.д.), можно выделить признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Биологически обусловленные ее компоненты имеются и у животных (чувственные образы среды, мотивация поведения, как инстинктивного, так и приобретенного в процессе приспособления к ней). Однако психическая организация человека качественно отлична от этих биологических форм. Социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контактах, опосредованных языком и совместной деятельностью, индивид, «всматриваясь» в других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, заранее ставить цели, предваряющие его поступки, судить о внутреннем плане своего поведения. Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания. Но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом психологии, которая выявляет характер соответствия действительных побуждений, влечений, ориентации личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические акты реализуются посредством нейро-гуморалъных механизмов, но протекают не по физиологическим, а по собственно психологическим законам. Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками - естественными, социальными, техническими.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М., 2002. - С. 8-25.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мыш-ление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состоя-ниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью че-ловека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует об-щество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы

некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие

эти явления

1. Процессы: индивидуальные, внутренние (психологические)

2.Состояния: индивидуальные, внутренние

(психические).

3.Свойства индивидуальные, внутренние

(психические)

4.Процессы: индивидуальные, внешние

(поведенческие)

5.Состояния: индивидуальные, внешние

(поведенческие)

6.Свойства: индивидуальные, внешние

(поведенческие)

7.Процессы: групповые, внутренние.

8.Состояния: групповые, внутренние.

9.Свойства: групповые, внешние.

10.Процессы: групповые, внешние

11.Состояние: групповые, внешние.

12. Свойства: групповые, внешние.

Воображение, воспоминание, восприятие., забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт,интроспекция,мотивация,мышление, научение,обобщение,ощущение,память,пер-сонализация,повторения,представление,

привыкание, принятие решений, рефлексия,

речь, самоактуализация, самовнушение,

самонаблюдение, самоконтроль,творчество,

узнавание, умозаключение, усвоение.

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактулизация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием,

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей включаю генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы

психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психологического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в, процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных пси-хических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и ки-бернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выражением в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощу-щениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

В табл. 2 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Таблица 2

Основные методы психологических исследований

и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод Вариант основного метода

Наблюдение

Опрос

Тесты

Эксперимент

Моделирование Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Естественный

Лабораторный

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стан-дартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивиду-альных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменно- го опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психо-логических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А не-достаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании кото-рых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, % что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Ес-тественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное™. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отно-шения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Йебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях» посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе & которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: