Анализ фирмы как экономического агента осуществляется двояко:
а) в связи с оценкой экономических процессов внутри фирмы.
б) в связи с воздействием на фирму внешних факторов.
Координация деятельности предприятия с внешними субъектами осуществляется рынком и государством, а координирование деятельности внутри предприятия – администрацией предприятия.
Внутреннюю среду предприятия формируют следующие компоненты:
а) производственная структура предприятия;
б) организационная структура управления;
в) применяемые техника и технология производства;
г) система внутрифирменного планирования;
д) избранная ценовая политика (стратегия);
е) применяемая система оплаты труда;
ж) персонал фирмы и ее кадровая политика и др.
К внешним факторам, воздействующим на экономическое положение фирмы, относятся:
– государственная политика (налоговая, денежно-кредитная, социальная, антимонопольная, регулирования цен, таможенная, лицензионная, амортизационная и т.д.);
– характер взаимоотношений с поставщиками и потребителями (работа на заказ или на свободный рынок);
|
|
– конъюнктура рынка, соотношение спроса и предложения;
– характер и уровень конкуренции;
– хозяйственное законодательство;
– особенности функционирования рынка капиталов и рынка ценных бумаг и др.
Мотивация деятельности предприятия
Внутренним мотивом хозяйственной деятельности предприятия, несомненно, является прибыль. Какими бы не были внешние формы нацеленности фирмы (экономический рост, благотворительность и т.д.) все они разрешимы при одном условии – получение прибыли. Именно получение прибыли позволяет предприятию укрепить свое экономическое положение и удержаться на рынке.