Этические ограничения

Ситуации, в которые попадает журналист-расследователь, не всегда могут быть оценены только с позиций права. Важные ориентиры дает ему и мораль (этика). В отличие от законов права, представляющих собой жесткие требования общества к личности, моральные требования базируются на феномене «со-вести», то есть способности человека «со-знавать» (знать, как это знает что-то другой человек), «со-переживать», «со-чувствовать» (переживать нечто, происходящее с другими людьми, как переживают они) и поступать по отношению к ним, опираясь на совесть и сопереживание так, как он хотел бы, чтобы и другие люди поступали по отношению к нему. Если нарушение норм права влечет за собой жесткие и неотвратимые санкции (штраф, заключение в тюрьму и т.д.), то нарушение норм морали чревато для нарушителя лишь общественным порицанием, презрением, демонстрацией недовольства и недружелюбного поведения со стороны других людей, насмешками в его адрес. Подобная реакция возможна, разумеется, и по отношению к журналисту, если он нарушает этику. Этические нормы могут совпадать по своей сути с требованиями правовых законов («не убий», «не укради» и пр.).

Этическое регулирование составляет основу саморегулирования жизни людей, отдельных социальных групп, общества в целом. Этика лежит и в основе саморегулирования журналистской деятельности. Понятия «саморегулирование журналиста», «саморегулирование прессы» существуют достаточно давно. Опыт саморегулирования накоплен многими теле-, радиокомпаниями, издательствами, газетами, журналами. Часто они имеют свои этические кодексы, в которых прописано, что должен делать журналист, а что – нет. Корпоративная ответственность, профессиональная солидарность невозможны без соблюдения норм этики. Проблема саморегулирования, самоограничения становится в наше время исключительно важной. Ведь демократия, как таковая, собственно говоря, строится на двух основных понятиях: «свобода» и «ответственность». А саморегулирование – одно из важнейших оснований их проявления. Ответственность означает не поклонение своему начальству, не угождение подчиненному, а осознанное поведение, направленное на выполнение своего долга не в ущерб другим гражданам, всему обществу.

Ответственность должна быть одним из краеугольных камней в журналистской деятельности. Ибо журналистика – исключительно сильное оружие, которым надо уметь пользоваться. Не случайно в последние годы этика журналистики привлекает к себе пристальное внимание. В теоретическом плане это проявилось в стремлении разработать концепцию морального регулирования в журналистике. Единая концепция пока не создана, но уже появились достаточно заметные работы данного плана. Так, в последнее время, например, были опубликованы две интересные книги. Первая – «Профессиональная этика журналиста: парадоксы развития, поиски, перспективы» – написана известным журналистом, профессором Д.С. Авраамовым. Вторая – «Профессиональная этика журналиста» – преподавателем, доцентом факультета журналистики МГУ Г.В. Лазутиной. Как это часто происходит в науке, авторы этих работ по-своему определяют суть профессиональной этики журналиста. Главное расхождение, которое существует между концепциями, заключается в следующем.

Д.С. Авраамов считает, что определяющим, исходным является положение, согласно которому «развитие нравственности ведет к отпочкованию от нее особых, профессиональных норм» [135][27]. По его мнению, профессиональная мораль выступает в качестве призмы, сквозь которую преломляются общеморальные требования к деятелю в силу соответствующей специфики деятельности, сохраняя, однако, свою суть. Именно поэтому «профессиональная мораль не претендует на роль универсального регулятора поведения специалиста. Сфера ее влияния ограничена трудовыми отношениями, а требования локальны... Мотивы, цели, приемы и результаты профессионального труда мораль постигает тоже только с одной, но очень важной стороны – в их ценностных значениях. Она представляет собой особый оценочно-императивный способ освоения специалистом целей и содержания в своей профессиональной деятельности» [136][28].

По мнению Г.В. Лазутиной, профессиональная мораль отнюдь не является трудовой моралью:

«Трудовая мораль формируется социальной практикой в целом. Она вызвана к жизни прежде всего потребностью социального организма закрепить в поведении человека, независимо от его места в социуме, такое отношение к труду, которое могло бы гарантировать бесперебойное поступление в фонд общества качественных, жизненно важных продуктов с целью поддержания его устойчивости (иначе говоря, обеспечивать выживаемость человечества и человека). В этом и состоит ее роль; такая цель содержится в императиве моральной установки индивида, заключающей в себе общий нравственный закон социума. Именно необходимость поддержания устойчивости общества как системы и отражается общественным сознанием в форме определенного свода норм трудовой морали.

Профессиональная мораль рождается в рамках конкретной деятельности, образуя одну из сторон способа этой деятельности. Ее функция – обеспечить такое поведение членов профессиональной группы, при котором данная деятельность приносит наилучшие результаты, оправдывая свое общественное предназначение. Поэтому профессиональная мораль непосредственно включена в технологический процесс деятельности каждого члена трудовой группы, ориентируя его конкретные личностные проявления на выработанные стандарты поведения»[137][29].

Из отмеченного основного расхождения в трактовке сути профессиональной этики журналиста вырастают и другие несовпадения двух концепций, в итоге разводящих их в разные стороны. А это, конечно же, не способствует формированию единых исходных представлений, на которые могли бы опираться в своем этическом самоопределении журналисты. Отсутствие единых фундаментальных подходов в этике журналистской деятельности «компенсируется» многообразием моральных кодексов, создаваемых в разных СМИ, которые, как показывает их изучение, формируются, однако, на основе некоей общей «линии».

Для того чтобы более точно заметить эту линию, приведем содержание двух наиболее известных документов, предлагающих нормы этического саморегулирования в журналистике. Важно то, что эти два документа разделяет большой период времени (первый из них создан в 1927 г., а второй – в 1954-м и изменен в 1986 г.). Вот что собой представляет первый документ:

«Кодекс журналистской этики, принятый американской газетной гильдией.

1. 1. Первейшей обязанностью журналиста является распространение точных и неискаженных сведений и уважение прав частных лиц и групп во всех случаях соприкосновения с ними.

2. 2. Журналисты должны считаться с равенством всех людей перед законом; журналисты должны руководствоваться в своей работе только фактами и правдой и не поддаваться влиянию политических, экономических, социальных, расовых или религиозных предрассудков.

3. 3. Журналисты должны рассматривать лиц, привлеченных к судебной ответственности, как невиновных до тех пор, пока над ними не произнесен окончательный приговор суда. Такого отношения требуют и законы страны. Газетная информация по вопросам судебной хроники должна быть составлена таким образом, чтобы не порождать предубежденности среди читателей.

4. 4. Гильдия при помощи своих членов и путем соглашения с редакторами и издателями должна бороться с замалчиванием фактов, относящихся к «привилегированным» лицам и группам.

5. 5. Газеты не должны выдавать доверительно сообщенные им сведения или источники сведений суду или другим юридическим или следственным организациям. Журналист обязан сохранять тайну, доверенную ему, и после того, как он перешел на службу в другую организацию

6. 6. Хроника должна редактироваться исключительно в отделе информации, а ни в коем случае не в отделе объявлений.

Журналисты должны держать себя прилично и с достоинством не только в помещении редакции, но и вне ее. Они должны избегать всяких поступков, которые могут быть истолкованы как заискивание перед кем бы то ни было»[138][30].

Сравним его со вторым документом:

«Международная федерация журналистов Декларация принципов поведения журналистов Принята на Втором Всемирном конгрессе Международной федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном конгрессе МФЖ в Хельсинки 2–6 июня 1986 года.

Международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий.

1. 1. Уважение правды и права общества знать правду – первоочередной долг журналиста.

2. 2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

3. 3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

4. 4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5. 5. Журналист должен сделать все для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. 6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7. 7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

8. 8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:

– плагиат;

– умышленное искажение фактов;

– клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

– получение взятки в любой форме за публикацию (не публикацию) того или иного материала.

9. 9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц»[139][31].

Как видим, положения документа, созданного на заре двадцатого века, и документа, рекомендующего журналистам нормы этического поведения в его конце (да и в наши дни), во многом совпадают. Это свидетельствует о том, что этика имеет изначально некие устойчивые принципы, которые могут лишь конкретизироваться, дополняться частными положениями.

Предлагаемые журналистам в качестве инструментов морального саморегулирования этические требования, прежде всего, рассматривают следующие отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: