Корректирование и рост

В этом разделе мы будем подробнее исследовать творческое выслушивание и управление мотивацией через язык и убеждение.

Милтон Эриксон (1901-1980) был психиатром, руководителем психиатрических исследований, профессором психиатрии в нескольких университетах и в течение многих лет вел частную практику[87]. Он, вероятно, был наиболее творческим и вдохновенным гипнотизером, которого знал мир, основателем и президентом Американского общества клинического гипноза. Он является признанным гением в “стратегической терапии”, собрание его работ занимает четыре больших тома, у него также есть ряд книг, посвященных техническим приемам.

Эриксон подходил к гипнозу не как к исполняемому ритуалу, а как к способу общения между людьми. В его работах мы снова встречаем ту мысль, которая несколько раз цитировалась в этой книге, что психотерапия — независимо от техники — главным образом основана на межличностном влиянии психотерапевта “вне осознания пациентом всего, что происходило раньше”. Эриксон не имел дело с тем, чтобы помогать людям понять, почему они действуют таким образом, притягивая тот или иной вид жизни; он выходил за пределы причин прямо к корректировке поведения, замене поведения. Через общение и взаимосвязь с пациентами он волшебным образом побуждал разум перестроиться и вызвать изменение. Эриксон не работал с раскрытием, прошлой историей и крайне чувствительным выслушиванием, чтобы подкрепить психотерапевтические директивы; изменение задумывалось и осуществлялось через суггестивный язык и команду-убеждение, а не через формализованное психоаналитическое понимание.

Эриксон не всегда использовал гипнотический транс для общения. Его замечательные технические приемы легко применялись в дискуссии с клиентом без помощи гипноза, другими словами, Эриксон мог достичь подсознания прямо через сознательный разум. И мне хотелось бы добавить, что он делал это возвышенным образом.

Творчески ориентированному астрологу стоит изучить работы Эриксона, чтобы оценить его технику и силу. Мы можем научиться искусству скрупулезного наблюдения и комплексного и искусного общения; мы можем увидеть снова и снова, как нужно общаться с убеждением и длительным смыслом.

Например, когда врач дает вам рецепт — особенно при непосредственном личном контакте — или какие-то пилюли и говорит: “Примите это лекарство прямо сейчас и через 36 часов вы почувствуете себя лучше”, — он объединяет сознательное действие (прием лекарства) с несознательным изменением (улучшение самочувствия). Их объединение усиливает оба действия. Пациент реагирует сознательно, участвуя в процессе, и понимает, что будет реагировать соответствующим образом[88].

Это именно то, что стоит за предписанием “посещения могилы” (с. 139): клиент может пойти на могилу сознательно и попрощаться, и ЭТО, как я полагаю, освободит его, т.е. разорвет существовавшую до сих пор связь с отцом. Разрыв связи с отцом — это несознательное действие (иначе оно было бы выполнено раньше), но в связке с посещением могилы оно будет выполнено путем установленного намерения и воли.

Ритуальное размышление перед этим в течение предписанного периода заранее подкрепляет возможное событие, вовлекая подсознание в проработку всех механизмов и деталей изменения позиции. Вне периодов размышления ум клиента будет занят этим процессом весь день и всю ночь в течение нескольких суток. Это личное вовлечение клиента в процесс самопомощи.

Затем происходит ожидаемый прием лекарства — само посещение могилы. Представьте себе ожидание (накопление энергии, вовлечение)! Все, что было накоплено заранее, приводится в движение залпом. Дело сделано.

Как пишет профессор Робин Дейвс: “Многое из успеха всей психотерапии может быть обусловлено тем фактом, что клиент предпринимает действие и больше не чувствует себя беспомощным перед лицом разрушительной эмоциональной боли”[89]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: