СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | стр. |
Программно-планирующий блок | ||
1. | Пояснительная записка | |
2. | Тематический план | |
3. | Содержание дисциплины | |
Тематика самостоятельных, контрольных работ и рефератов | ||
5. | Вопросы для промежуточного и итогового контроля | |
Критерий оценки знаний | ||
7. | Рекомендации по организации самостоятельной работы магистров | |
8. | Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов. | |
Учебно-методический блок | ||
Теоретическая часть: - наименование темы, план -Учебная информация по теме -вопросы для самоконтроля | ||
10. | Практикум: - наименование темы, план проведения занятия - вопросы и задания - указания к выполнению различных видов работ | |
Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации преподавателям | ||
Методические рекомендации магистрам | ||
Глоссарий | ||
Диагностико-контролирующий блок | ||
Комплекс тестовых заданий | ||
Блок наглядно-дидактического материала |
Программно-планирующий блок
Пояснительная записка
Сравнительное правоведение как учебная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла магистерской программы 521401 «Теория и история государства и права: история правовых учений»; квалификация магистр.
Требования к магистрам, приступающим к изучению учебной дисциплины. Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о специфике общетеоретического юридического знания, о круге проблем, рассматриваемых последним; владеть основными юридическими и философскими понятиями, быть способен раскрывать их смысл и контекстуально определять различия в значении терминов; знать основные этапы и ключевые события политической истории и истории права, базовые философские и юридические учения; владеть навыками концептуального мышления и уметь ситуативно применять их. Лицо обучающееся по программе магстратуры должно иметь высшее образование и иметь квалификацию «бакалавр».
Значение предмета «Сравнительное правоведение» заключается в том, что данная дисциплина является системной дисциплиной, которая связана почти со всеми основными юридическими науками. Данная дисциплина позволяет соотнести, разные отросли права, выявить уровень и особенности национального права и национальной правовой науки в сравнении с другими правовыми системами, изучить государственные институты, закономерности их функционирования, модели их организации. Сравнительное правоведение дает представление о системной связи правовых явлений их типологизации, способствует расширению выборов вариантов правового развития.
Целью данной дисциплины – является систематизация знаний магистров об основных существующих в мире правовых системах, их взаимодействии и взаимовлиянии, уяснение основных положений сравнительного правоведения, выработка представлений о правовых семьях и правовых системах.
С указанной целью связаны основные задачи освоения дисциплины
охарактеризовать историю развития, сущности и значении сравнительного правоведения;
изучить предмет и метод сравнительного правоведения;
получить представление о типологии и институтах права и основных правовых системах, тенденциях их развития;
получить понятие о классификации правовых систем в их взаимовлиянии
В результате изучения дисциплины у магистров должны сформироваться следующие общекультурные компетенции:
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3):
По итогам обучения у магистра должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
· способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
· способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
· способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
· способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
Связь с другими дисциплинами. «Сравнительное правоведение» тесно связаны с целями других юридических дисциплин, в частности с целями и задачами курсов «Типология государства и права», «Юридическая антропология», «Актуальные проблемы теории права».
Структура программы включает в себя 5 базовых тематических блоков объединяющих в себе основные направления развития правовой и политической мысли определенной эпохи.
Структура курса разработана с учетом углубленной проработки особо сложных вопросов дисциплины, для наиболее полного усвоения материала.
Формы организации обучения: по курсу предполагается проведение лекционных, семинарских занятий, а также внеаудиторная самостоятельная работа слушателей.
В процессе освоения учебной программы по дисциплине Сравнительное правоведение магистры должны знать:
· направления и тенденции эволюции основных социально-правовых особенностей и аспектов правовых семей мира с учетом исторических, национальных, географических климатических, физических и иных отличий;
· закономерности и особенности развития правовых семей и их систем права в различных государствах мира на разных этапах исторического развития;
· источники и формы правовых семей в процессе их исторической, социальной и экономической эволюции;
· сущность, формы и содержание права правовых семей мира.
уметь:
· обоснованно квалифицировать правовые системы современности, правовые семьи мира;
· провести сравнительно-правовой анализ традиций, обычаев и нормативно-правовых актов правовых семей, имеющих национальные, исторические, иные особенности;
· выявить корни современных правовых институтов различных правовых семей мира.
Владеть навыками:
· толкования проблемных вопросов курса, аргументирования отдельных позиций;
· применения сравнительного правового метода на практике;
· находить пути решения проблем, обозначенных программой курса.
Вид итогового контроля: зачет
2. Тематический план учебной дисциплины
«Сравнительное правоведение»
очная форма обучения
Темы (разделы) | Количество часов (зачетных единиц) 2 | ||||
Аудиторные занятия (час/з.е.) | Самостоят. работа (час/з.е.) | ||||
Всего аудиторных | в том числе | ||||
Лекции | Практ.занятия | ||||
Тема 1. Предмет и метод сравнитетльного правоведения | |||||
Тема 2. Правовые системы; правовые семьи: понятие, виды, классификация | |||||
Тема 3. Романо-германская правовая семья. | |||||
Тема 4. Англосаксонская правовая семья | - | ||||
Тема 5. Мусульманское право | - | ||||
Итого | 32/,9 | 6/0,17 | 24/0,6 | 76/2,1 | |
Итого по дисциплине+КСР 2 часа |