• постоянно думать о том, как сберечь силы к моменту наступления решающих событий;
• не тратить зря силы на ненужную суету и устранение последствий неорганизованности;
• использовать паузы в действиях для отдыха и восстановления сил;
• поддерживать высокий морально-психологический настрой, который способен в определенной степени компенсировать развивающееся утомление и увеличить в 2-3 раза срок высокоэффективной работы.
Психологическое обеспечение восстановления сил и боевого настроя. Его следует и возможно осуществлять и в перерывы между действиями, и по окончании работы.
Пассивный отдых - сон, расслабленность (лежание, сидение с закрытыми глазами) - полезен и нужен при общей усталости, чаще всего физической. Но опрометчиво отводить ему все свободное от действий в экстремальных условиях время, ибо возможен обратный эффект - квазиусталость, чувство усталости при отсутствии утомления организма.
Активный отдых - отдых, заполненный какой-то активной, не утомительной и, по возможности, интересной деятельностью: играми, чтением газет, книг и журналов, просмотром телепередач, прослушиванием радио и музыки, встречами с интересными людьми, помывками, ремонтом оружия и обмундирования и пр.
Психологическая и психотерапевтическая помощь призвана снять симптомы нервных перегрузок, которые порой препятствуют восстановлению работоспособности и боевого настроя. Основными формами ее выступают: психодиагностика, индивидуальные психотерапевтические беседы, индивидуальное психотерапевтическое консультирование, психологические рекомендации, психологические дебрифинги, программы взаимной поддержки, аутотренинг, сеансы релаксации и др. Участие психологов, как показал опыт последних лет, весьма полезно на всех этапах психологического обеспечения действий работников правоохранительных органов в экстремальных условиях, но особенно оно важно при оказании помощи.
Психологическое саморасслабление и самомобилизация входит в число обязательных и весьма эффективных мер восстановления сил и боевого настроя. Работник правоохранительных органов должен уметь оценивать свое состояние и преднамеренно влиять на него. «Власть над собой — высшая власть», «Побеждающий врага силен, но истинно могуч побеждающий себя» — гласят народные пословицы.
11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
Психологические факторы и трудности в деятельности руководителей. Все факторы, которые влияют на персонал, действуют и на руководителей, но здесь добавляется и много особых. Поэтому руководитель испытывает удвоенные нагрузки и должен быть готов к ним.
Управленческий (командирский) долг — нелегкий психологический груз. Это не просто сознание долга гражданина, но и долг уполномоченного государством лица, обязывающий быть всегда на высоте требований моральности, профессионализма, правовой воли, культуры. Руководитель — главный специалист по решению поставленных задач, непосредственный организатор их решения, ответственный за людей, за состояние порученного ему участка работы. Экстремальная обстановка многократно увеличивает психологический груз сознания долга.
Фактор чести и достоинства — не пустой звук для начальника, командира, офицера, а внутренняя норма. Человек чести — человек, всегда соразмеряющий свое поведение с высшими критериями морали, всегда стремящийся быть на высоте их.
Чувство личной управленческой ответственности всегда соседствует с долгом, честью. Груз ответственности — тяжелейший груз, нередко делящий людей на тех, кто может быть руководителем и кто не может. В экстремальных условиях усложнено принятие решений, повышается вероятность ошибок и тяжесть их последствий.
Фактор необходимости руководства подчиненными и быть для них примером — психологическая нагрузка, которой вообще нет у рядовых работников. Она увеличивается трудностями руководства в экстремальных условиях.
Фактор повышенных нагрузок и утомления. Об отдыхе рядовых думают, об отдыхе руководителей, как правило, нет. Забота об отдыхе — его личная проблема. В экстремальных условиях, в обстановке многочисленных и постоянных угроз решать ее непросто. Поэтому переутомление и изнурение руководителей развиваются быстрее и сильнее, чем у рядовых работников, что неизбежно повышает вероятность ошибок в решениях и действиях и негативных последствий для здоровья.
Основные особенности психической деятельности руководителя в экстремальных условиях. Трудность достижения целей в экстремальных условиях, сложность условий и способов решения служебно-боевых задач определяют сложность и особенности психической деятельности руководителя правоохранительного органа, подразделения, отряда, группы. Подвергаются суровым испытаниям их ум, воля, стойкость, морально-психологическая подготовленность, все качества и стороны их подготовки.
Решение задач может быть успешным, если руководитель действует прежде всего умно, профессионально, разбирается в происходящем, принимает решения в полном соответствии с особенностями обстановки, предвидит ее изменения. Действия командира, начальника в экстремальных условиях -это непрерывная, напряженная и трудная работа его ума. Сложность экстремальной обстановки, непрерывная динамика, неполнота и запаздывание сведений об изменениях требуют от руководителя огромных усилий и профессионализма для создания в уме мысленной картины происходящего. Ему приходится часто предполагать, рассудительно заполняя имеющиеся информационные пустоты, опираясь на крупицы точного знания, перепроверяя и отбрасывая ложные данные. При этом он сильно ограничен в использовании управленческих версий, которыми пользуются в обычных условиях. Он не может в экстремальных условиях проверить одну, убедиться в ее ошибочности, отбросить, взяться за другую. Каждая ошибочная, воплощенная в действия версия может повлечь тяжелые отрицательные последствия. Мышление руководителя вплетено в практическую деятельность и потому рассматривается как один из видов практической деятельности, а его продукты постоянно подвергаются суровой проверке практикой.
Сложность экстремальных событий и информации о них требует развитой способности руководителя к анализу, умения разбираться в сложных и запутанных данных об обстановке, не упускать мельчайшие детали и в то же время видеть главное, быть вдвойне внимательным к тому, что не укладывается в имеющуюся оперативную модель обстановки. Ему нужны быстрота ориентировки в обстановке, чувство времени и ритма происходящих событий и пространства, местности, на которой они проходят. Оперативность, своевременность решений и действий — не суета и не торопливость. Чтобы действовать оперативно, правильно и смело, надо и мыслить оперативно, правильно и смело.
Действия в экстремальных условиях ставят задачи со многими неизвестными, которым сопутствуют случайности и неожиданности. Здесь невозможно все предвидеть, хотя стремиться к этому надо. Руководителю следует сохранять постоянную внутреннюю готовность к непредвиденному и быстрому реагированию на него. Нужен соответствующий настрой, сообразительность, находчивость, гибкость и оригинальность мышления, нескованность консервативными и стандартными оценками и решениями.
Руководитель не имеет права пребывать в растерянности и пассивности даже тогда, когда и по обстановке не ясно, что делать. Ответ всегда один: действовать. В данном случае — срочно повысить активность по прояснению обстановки, разведке, осуществить опросы, потребовать с мест доклады, выехать лично на ответственные участки. Успех зависит от умения трезво оценивать обстановку, не усложнять и не упрощать ее оценки, не прятаться от правды, не выдавать желаемое за действительное, не быть пленником иллюзий.
Умственная деятельность командира, начальника в экстремальной обстановке протекает, как правило, в неблагоприятных условиях — в состоянии предельного напряжения, волнений, озабоченности, усталости, когда его терзают сомнения и тревога, тяжесть ответственности. Между тем именно в этих условиях мысль его должна функционировать предельно четко. Способность к этому — одно из важнейших психологических качеств руководителя, пригодного руководить в экстремальных условиях.
Должность руководителя такова, что инициатива непрерывного и непреклонного движения к цели, к получению нужного результата должна постоянно исходить от него. К нему в экстремальных условиях могут поступать доклады некоторых подчиненных о «невозможности решить задачу», о «непреодолимых трудностях», об «исчерпании всех возможностей», просьбы об отмене действий, о необходимости выжидать и т.п. Конечно, доклады надо принимать во внимание, взвешивать, но и понимать, что зачастую они — продукт слабости, безынициативности, боязни ответственности. Свою непреклонность и целеустремленность он обязан внушать и подчиненным. Тот, кто изначально настроен не так, не достигнет и того малого, на что нацелен. Таков урок служебно-боевого опыта.
Способность решать служебно-боевые задачи, непреклонно достигать поставленных целей — это не просто железная воля. Действовать решительно — не бездумно лезть напролом. Действия по принципу «любой ценой» — это не решительность, а ее извращение. Боязнь ответственности за неудачу, умноженная на неспособность принять грамотное решение, превращается в пренебрежение к людям, их здоровью, жизни, ибо они и есть эта цена.
Конечно, каждое решение в экстремальных условиях связано с повышенным риском неудачи, личных неприятностей для принимающего его, нанесением ущерба подчиненным (здоровью, престижу) и непредвиденными последствиями. Командиру, начальнику разумно всегда стремиться к уменьшению риска. Вместе с тем повышенная боязнь его таит в себе опасный зародыш нерешительности, стратегии «избегания неудачи», невыполнения стоящих задач. Опытным и хорошо подготовленным руководителям присущи умение сочетать профессионализм в принятии решений и смелость, решительность и осмотрительность, активность и выдержку, умение не бегать от трудностей, а быть готовым к ним и расчетливо преодолевать.
Стойкость и ответственность — это способность командира, начальника, руководителя без затяжки времени остановиться на одном из возможных вариантов решения и начать действовать; в условиях дефицита времени, высокой ответственности, недостатка информации нелегко преодолеть внутренние колебания и неуверенность. Наверное, правильно говорят, что в быстро меняющейся обстановке отсутствие решения хуже, чем даже не очень хорошее решение. У руководителя не должно быть иного страха, чем страх перед упущенными возможностями успешного решения задачи при условии сохранения жизни людей. Когда обстановка изменилась и нет времени для связи с вышестоящим руководителем, надо быть способным принять инициативно и на свою ответственность другое решение, ведущее к достижению поставленной цели. В то же время нельзя легко отказываться от выполнения ранее принятых решений. Тот, кто это делает, вряд ли доведет до конца большинство из них.
Психологическая борьба в противоборстве. Достижение успеха в экстремальных условиях, связанных с упорным противодействием криминального элемента, приходит к руководителю, который владеет инициативой действий, диктует ход событий в нужном для достижения успеха направлении, подавляет волю противника к сопротивлению. Умение достигать этого — одно из высших проявлений профессионализма командира, начальника.
Владение инициативой дает большие преимущества и ведет к успеху. Психологически инициатива действий выражается в том, что одна из противоборствующих сторон (в нашем случае — силы правоохранительных органов) в определенной степени навязывает другой (противнику) свою волю, направляет образ мыслей, подталкивает к выгодным для себя решениям и действиям. Она диктует ей время, место, виды и формы действий. Вторая сторона лишена полной самостоятельности в этом и вынуждена отказаться от активных намерений и ожидать действий владеющего инициативой, перейти к оборонительному способу борьбы, защищаться, а не нападать. Выгодность положения владеющего инициативой в том, что он может тщательно готовить свои действия и начинать их после завершения подготовки. Обороняющийся вынужден при этом готовиться осуществлять ответные действия экспромтом, в спешке, что часто делает их менее успешными. Инициатор навязывает противной стороне выгодные для себя условия и время действий, в которых он особенно силен, и в известной степени маскирует свои слабости. Защищающийся вынужден довольствоваться тем, что ему навязывают. Стороне, владеющей инициативой, принадлежит преимущество первого действия, обеспечивающего опережение противника и внезапность. Противной стороне в таких условиях легче растеряться, а ее ответные меры скорее всего будут суматошными, неорганизованными, не лучшими.
Все эти преимущества уже демонстрируют противнику психологическое превосходство владеющего инициативой, его уверенность в себе, чувство уверенности в победе. Уступка инициативы (если это не специальный оперативно-тактический замысел и подготовка ловушки) в психологическом плане означает молчаливое признание собственной слабости и превосходства противника, что порождает тревогу, опасение, страхи, нервозность, предчувствие поражения, ломает волю, порождает отчаяние.
Иногда, особенно если противостоят не сильно отличающиеся по численности группы работников правоохранительных органов и вооруженных преступников, обе столкнувшиеся в схватке стороны понимают пагубность выжидательной тактики, пассивного ожидания ударов противника и стремятся захватить, перехватить, удержать инициативу, перехитрить противника. Так возникает психологическая борьба, в ходе которой каждая сторона приводит все новые и новые аргументы, пытаясь доказать свои преимущества, продемонстрировать свою решимость и волю к победе, стремясь склонить чашу весов в свою пользу. Происходит столкновение и борьба умов и воли.
Основной способ подавления противника — его физическое уничтожение. Но боеспособность — это всегда совокупность материальных и духовных сил. Последние вносят в математические и чисто тактические расчеты радикальные перспективы. Чтобы одолеть противную сторону, надо разбить его обязательно и духовно, сломить волю к сопротивлению. Победа — чаще всего не столько физический, сколько морально-психологический факт. Побежден лишь тот, кто признал себя побежденным.
Уступка инициативы в противоборстве означает, что защищающийся еще не сломлен, но уже начал уступать, в чем-то подчиняться. Захват инициативы поэтому — уже определенная морально-психологическая победа руководителя правоохранительных сил, имеющая переломное значение в борьбе и порождающая тенденцию уступок, сдачу позиций преступниками.
Захват инициативы, подавление воли противника к сопротивлению, побуждение его к ошибкам рождаются в борьбе, в столкновении не только огневых мощностей, но и замыслов противоборствующих сторон, планов, намерений, хитростей, активности, упорства, мужества и других морально-психологических свойств. Противник делает все, чтобы реализовать свои планы, правоохранительные органы — свои: он хочет продиктовать свою волю, а их задача — свою. В ходе противоборства командир, начальник ищет и создает благоприятные условия и моменты, но встречает сопротивление и противодействие противника, стремящегося к тому же. Завязывается боевой диалог действий и противодействий — морально-психологическая дуэль.
Все действия командира, начальника в этой борьбе можно разделить на две группы: внешнего и внутреннего (морально-психологического) намерения. Первые рассчитаны на нанесение физического урона преступникам, вторые — на морально-психологическое воздействие. Ко вторым относятся действия по притуплению бдительности преступника, его дезориентации и запутыванию, вызову растерянности и замешательства, порождению и усилению сомнений и колебаний, тревожности и страха, подталкиванию к неосмотрительным и отчаянным действиям, притуплению бдительности, изматыванию, доведению до отчаяния, отвлечению внимания, подрыву уверенности, демонстрации противнику его слабости, слому его решимости, утрате им самообладания и др.
Морально-психологическое воздействие на противостоящих вооруженных преступников осуществляется в процессе переговоров, тактикой устрашения и запугивания, созданием многочисленных и непрерывных угроз, введением в заблуждение тактическим обманом, отвлечением внимания, притуплением бдительности, волевым напором, силой натиска, стремительностью и дерзостью (энергичными, многочисленными, активными, наступательными действиями), маскировкой своих приготовлений, достижением внезапности действий (по времени, месту, способу, применяемым средствам), опережением и достижением первых существенных успехов и морально-психологического эффекта от них в самом начале операции, демонстрацией полной уверенности в себе и видимого пренебрежения к способности преступников уйти от возмездия, подталкиванием, соблазнением противника на совершение авантюрных действий.
При выборе способов воздействия в полной мере учитываются индивидуальные морально-психологические особенности преступников, комплекс ценностей криминальной субкультуры, групповых, социальных, этнических, национальных, половых и др. Эффективны воздействия на наиболее болезненные точки сознания — самолюбие, представления о личном и мужском достоинстве, родительские и сыновьи чувства, самооценку своих достоинств и способностей, профессиональную гордость, убеждение в собственной силе, верность групповым нормам поведения, веру в групповую солидарность и порядочность других членов групп, инстинкт самосохранения, ценность жизни, желание быть на свободе, получить минимальный срок при невозможности избежать уголовного наказания и др.
Средства и способы морально-психологического воздействия, которые руководитель применяет к сопротивляющемуся преступнику, могут, если последний опытен и умен, применяться им для воздействия на самого себя. Успешно вести психологическую борьбу с преступным элементом - значит и руководителю быть стойким в ней, не поддаваться его ответным ухищрениям и воздействиям.
Схожие с изложенными элементы психологической борьбы и способы ее ведения, но в уменьшенном масштабе, существуют и в словесном споре, при допросе и других профессиональных действиях.
Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
12.1. Психология прокурорской деятельности
Исходные положения. Специальных исследований, посвященных психологическому анализу труда прокуроров, до последнего времени почти не проводилось. В учебниках по юридической психологии, как правило, дается лишь общая психологическая характеристика выступления прокурора в суде, прочие же аспекты его работы практически не затрагиваются.
Профессиональная деятельность прокурора является сложной и многосторонней. Основные направления, цели, задачи, служебные обязанности прокуроров определяются функциями органов прокуратуры, сформулированными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».1 Анализируя функции, содержание и условия работы прокурора, можно вычленить ряд важнейших психологических особенностей его профессиональной деятельности, определить ее структуру, сформулировать основные требования профессии к психологическим качествам специалистов.
Психологические особенности функций прокуратуры. Ведущая функция прокуратуры как особого органа государственной власти заключается в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и точным единообразным исполнением законов на всей ее территории. Прокурорский надзор осуществляется:
«...за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными, законодательным и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
...за соблюдением прав и свобод человека и гражданина...;
...за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
...за исполнением законов судебными приставами:
...за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание».2
Надзорная функция прокуратуры по сути является одной из важнейших форм государственного контроля. В психологическом плане прокурорский надзор можно рассматривать как сложный вид деятельности, основной компонент которой — особая форма контроля. Последний же является составной частью любой человеческой деятельности: познавательной, управленческой и др.
Важнейшим элементом в структуре прокурорского надзора является познавательная деятельность. Прокурор, проверяя информацию о фактах нарушения закона, изучает, анализирует, сопоставляет разнообразные материалы, документацию, статистические сведения, выявляет, устанавливает и доказывает состав правонарушения. При необходимости он вызывает для дачи объяснений должностных лиц и граждан, используя свои властные полномочия. Фактически прокурор, осуществляя надзор, организует и проводит исследование, по своему содержанию и психологическим особенностям весьма близкое к расследованию преступлений, осуществляемому следователем. И тот и другой:
• выявляют разнообразные фактические обстоятельства события, содержащего признаки правонарушения;
• устанавливают и доказывают состав правонарушения (неважно, идет ли речь о нарушениях материального либо процессуального законодательства);
• в пределах своей компетенции жестко регламентированным способом реагируют на эти выявленные и доказанные правонарушения, при необходимости используя имеющиеся у них властные полномочия.
Нередко прокурор в своей работе сталкивается с открытым или скрытым противодействием со стороны лиц, нарушивших закон, которые пытаются уклониться от ответственности, в той или иной форме оказать на него давление, повлиять на принимаемые решения. Находясь на переднем крае борьбы с преступностью, нарушениями закона, его деятельность зачастую имеет весьма напряженный характер, отличается экстремальностью, высокими эмоциональными и другими психологическими нагрузками, неравномерным ритмом работы. Для того чтобы эффективно выполнять служебные обязанности, профессионально успешный прокурор должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью и работоспособностью, развитыми волевыми качествами. Помимо надзора к функциям органов прокуратуры относятся:
• расследование преступлений. Так, согласно ст. 31 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления, отнесенного уголовно-процессуальным законодательством к компетенции органов прокуратуры;
• участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, в которых прокурор, осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя;
• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
• участие в правотворческой деятельности.3
Психологические особенности решения задач. Функции органов прокуратуры в своей совокупности задают крайне широкий спектр разнообразных задач, решаемых прокурором в своей профессиональной деятельности. Так, предметом только лишь прокурорского надзора является все законодательство Российской Федерации. Многие задачи, встающие перед прокурорами при выполнении ими служебных функций, не имеют простого, однозначного решения, достигаемого на основе стандартного алгоритма действий. Они требуют творческого подхода, наличия у представителей данной профессии таких качеств, как развитое воображение, интуиция, эвристичность мышления. Таким образом, необходимо отметить еще одну крайне важную с точки зрения психологического анализа особенность труда прокуроров — его творческий характер.
Профессиональная деятельность прокурора характеризуется также большим количеством контактов с различными людьми, с которыми ему по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызванными для дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности, взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной власти и управления, личное участие прокурора в различных следственных действиях при руководстве расследованием преступлений, в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя - все это различные типы ситуаций, в которых осуществляется коммуникативная деятельность прокурора, протекающая в форме процессуального или непроцессуального общения.
Анализируя коммуникативный аспект труда прокурора, можно выделить два различных класса ситуаций и соответствующие им два психологических механизма взаимодействия, в рамках которых осуществляется общение. Во-первых, это межличностное взаимодействие в диаде или в малой группе (например, при приеме жалоб у граждан); во-вторых, публичное выступление перед аудиторией (например, в судебном заседании). Каждая из этих ситуаций требует от прокурора специфических навыков, особых психологических свойств. Так, в первом случае необходимы хорошее владение средствами межличностного познания — механизмами рефлексии, идентификации, эмпатии, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно понимать и интерпретировать его невербальные проявления, мотивы и механизмы поведения, уметь дифференцировать правдивые и ложные показания. Во второй ситуации наиболее важно мастерство публичного выступления, развитая культура речи, ее четкость, понятность, правильность, убедительность, выразительность и образность, хорошее владение механизмами коммуникативного воздействия на слушателей.
Порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, иных законодательных актах и в подзаконных нормативных материалах, конкретизирующих требования законодательства. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют сроки, порядок и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестования приговоров в кассационной инстанции, подачи исков и жалоб и др.). Таким образом, с позиций психологического анализа регламентации подлежат не только цели, задачи, основные направления и виды, но и операциональный состав деятельности прокурора, структура отдельных действий, что также является характерной чертой его труда.
Для эффективного выполнения должностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий. Использование этих полномочий, принудительный характер их применения в случае необходимости предопределяют высокий уровень персональной ответственности прокурора за свои действия, принимаемые решения, их результаты и последствия.
Еще одной характерной особенностью деятельности прокурора является его правовая самостоятельность и независимость от влияний, исходящих из любых органов государственной власти и от любых должностных лиц. Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки его внутренним убеждениям. Так, согласно ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ», «органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений...».
«1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти... а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов» (Ст. 5).
Столь высокий уровень процессуальной независимости прокурора, его подчиненность и подотчетность только лишь прокурору более высокого звена задают также крайне высокие требования к степени личной ответственности за работу, объективности и беспристрастности.
Некоторые психологические особенности труда прокуроров связаны с организационными принципами строения органов прокуратуры. Так, согласно положению ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ», «Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации».
Таким образом, система органов прокуратуры представляет собой жестко иерархизированную и централизованную структуру, основанную на принципе
единоначалия. В психологическом плане такая организация задает специфику стиля руководства и управления органами прокуратуры. Так, индивидуально-психологические характеристики руководителя и стилевые особенности его взаимодействия с подчиненными в условиях жесткого единоначалия во многом определяют стиль работы подчиненных, состояние психологического климата в подразделении и другие факторы, влияющие на эффективность работы данного органа прокуратуры.
Некоторые психологические аспекты работы с кадрами. По результатам проведенных исследований в Генеральной прокуратуре РФ была разработана групповая профессиограмма труда прокурорско-следственных работников органов прокуратуры, включающая четыре блока — ведущие подструктуры деятельности: познавательную, коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную. Составной частью данной профессиограммы является психограмма — системное описание требований, предъявляемых профессией к психическим процессам, свойствам и состояниям исполнителей. Она включает пять комплексов взаимосвязанных профессионально значимых психологических особенностей — факторов профессиональной пригодности: высокий уровень социализации личности, познавательные способности, эмоционально-волевую устойчивость, коммуникативную компетентность, организаторские способности прокурорского работника.