Специалист непосредственно подчинен прямому начальнику, тесно связан технологической цепочкой таможенного контроля с другими специалистами своего отдела, других отделов таможни, участвующих в таможенном контроле и оформлении. Высокая значимость успешного выполнения функциональных обязанностей для самого специалиста, для его отдела и таможни в целом. Возможность повышения результативного труда при проявлении
внимательности, бдительности, наблюдательности, собранности, аккуратности, строгом соблюдении должностных инструкций, творческом подходе к выполнению своих служебных обязанностей и снижение результативности труда при отсутствии этих и других качеств.
3.3. Мотивационные аспекты деятельности.
Качество деятельности сильно обусловлено личностными качествами таможенного специалиста:
• мировоззренческой позицией, морально-этическими качествами, направленностью личности на общественно значимые цели, морально-психологическим настроением, наличием определенных склонностей, интересов, увлечений;
|
|
• твердой жизненной позицией, сознательным желанием работать в системе таможенных органов;
• честностью, принципиальностью, порядочностью, патриотизмом;
• высоким чувством долга, профессиональной гордостью;
• тягой к справедливости, профессиональной этикой;
• склонностью к общению с людьми;
• интересом к самосовершенствованию, работе над собой;
• эрудицией, широким кругозором;
• знанием иностранных языков;
• устойчивостью к вниманию и воздействию со стороны участников внешнеэкономической деятельности, посторонних лиц;
• устойчивостью к продолжительной монотонной и напряженной работе, непрерывному поддержанию высокого уровня внимания, собранности и целеустремленности в течение рабочего дня.
Мотивационное значение имеют возможности достаточно быстрого продвижения по службе (досрочного присвоения специального звания, выдвижения на вышестоящую должность, денежного премирования, направления на дополнительную профессиональную учебу и применения мер морального поощрения непосредственно от практических результатов деятельности).
3.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации:
• прохождение 12-месячного (6-месячного) испытательного срока;
• наставничество, помощь со стороны опытного, подготовленного специалиста;
• возможность сокращения испытательного срока в связи с успешностью деятельности, обусловленной индивидуальными особенностями личности.
IV. Содержание деятельности.
4.1. Содержание основных задач и операций, выполняемых специалистом:
|
|
• физический досмотр пассажиров и грузов, пересекающих таможенную границу РФ;
• борьба с контрабандой наркотиков, вооружения, культурных, археологических и исторических ценностей;
• проверка таможенных деклараций и других документов на сопровождение груза и багажа;
• борьба с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте;
• контроль багажа и ручной клади на предмет обнаружения не разрешенных к перемещению через границу предметов;
• досмотр транспортных средств;
• проверка достоверности предъявляемых документов;
• контроль за уплатой таможенных платежей;
• проверка достоверности декларирования товаров и транспортных средств;
• контроль за доставкой товаров и транспортных средств в место доставки и за вручением документов на них; контроль за уклонением от уплаты таможенных платежей;
• принятие решения о выпуске или невозможности выпуска товаров и транспортных средств через границу;
• осуществление оперативно-розыскной деятельности в интересах борьбы с криминальными организованными структурами;
• осуществление охраны и обороны объектов таможенной инфраструктуры;
• проведение дознания по составам преступлений, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ;
• проведение предусмотренных УК РФ следственных действий (опрос, осмотр, обыск, допрос подозреваемого, допрос свидетеля и др.);
• оформление принимаемых решений и действий по делу постановлениями и протоколами.
Основное психологическое содержание деятельности специалиста: логико-аналитическая, контролирующая, познавательная деятельность, связанная с высоким уровнем персональной ответственности и необходимостью самостоятельно принимать решение при определенном дефиците времени.
4.2. Источники приема информации о нарушении таможенных правил:
• непосредственное обнаружение признаков нарушения таможенных правил;
• сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
• материалы, поступившие от других таможенных органов РФ,
• материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
• информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и компетентных органов иностранных государств, международных организаций.
4.3. Особенности приема информации:
• получение от различных источников (документы на различных языках, объяснения участников внешнеэкономической деятельности, визуальный канал, данные технических средств контроля и др.);
• поступление информации в ограниченное время и по нескольким каналам одновременно;
• возможные помехи со стороны подконтрольного лица;
• постоянная нагрузка на органы чувств;
• устойчивое произвольное внимание с хорошей переключаемостью.
4.4. Особенности переработки информации и принятия решений:
• сжатые сроки переработки информации и принятия решения;
• зависимость результатов труда от качества памяти;
• высокая значимость логического мышления, его быстроты, гибкости, самостоятельности, критичности;
• влияние чувства личной ответственности;
• обстановка возможного влияния участника внешнеэкономической деятельности (сопровождающих его лиц).
4.5. Структура исполнительских действий:
• рабочая поза зависит от выполнения конкретной функции и изменяется от статической (работа за столом, рентгеновским аппаратом, специальными средствами) до преобладания двигательных актов;
• активная работа пальцев, кистей рук, верхних и нижних конечностей;
• хорошая координация движений;
• речевая культура, умение выслушать собеседника, обосновать свою точку зрения и доказательно ее аргументировать, владение профессиональной терминологией.
|
|
4.6. Ошибки в деятельности специалиста:
а) сенсорно-перцептивные (ошибки приема и первичной оценки информации);
б) гностические (ошибки переработки информации и принятия решения);
в) моторные (недостатки психомоторики и речи);
г) личностные (обусловленные особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы и т.п.)
Недопустимость грубых ошибок в деятельности.
4.7. Загруженность в ходе деятельности различных психологических функций:
• распределение усилий, а также времени зависит от количества и интенсивности потока пассажиров, грузов, деятельности смежных служб (расписания прилета и отлета самолетов, движения поездов, судов и т. п.);
• преобладание загруженности сенсорно-перцептивных, логических и интеллектуальных процессов;
• приоритет внимательности и психомоторики.
V. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.
5.1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста:
• достаточно высокая зависимость результативности труда от эмоциональной сферы и психоэмоционального состояния специалиста и подконтрольного лица;
• тенденция к снижению внимательности и работоспособности во второй половине рабочего дня (или смены), в ночное время;
• возможность влияния разнообразных внешних факторов (от метеоусловий до морального давления со стороны);
• возможность снижения динамики работоспособности к концу рабочей недели.
5.2. Основные пути преодоления неблагоприятных ситуаций:
• навыки психосаморегуляции, аутогенные тренировки;
• профилактика монотомии, занятия физической культурой и спортом;
• совершенствование профессионального обучения;
• формирование морально-психологических установок на безусловное выполнение своих функциональных обязанностей и служебного долга.
Психограмма таможенного специалиста. Психограмма включает структурированный перечень психологических качеств, которыми должен обладать специалист в соответствии с требованиями профессиограммы.
|
|
1. Направленность, мотивация, склонности, волевые качества:
• направленность и интерес к таможенному делу;
• склонность к работе с людьми, к общению;
• способность к научению, интерес к приобретению новых знаний;
• сильная воля;
• настойчивость, решительность, смелость;
• самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.
2. Сенсорно-перцептивные свойства:
• устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного; формы, размеров, скорости, объема и т.п.);
• преобладание зрительного канала восприятия;
• устойчивое внимание, его широкое распространение, быстрое переключение и большой объем;
• способность выделять существенные признаки, подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте.
3. Особенности высших психических функций:
• достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия;
• оперативность, четкость и критичность мышления; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;
• развитая память на внешность и поведение человека;
• способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание;
• способность вести наблюдение одновременно за большим количеством переменных исследуемого объекта, а также за большим количеством объектов;
• способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации;
• потребность развития воображения.
4. Психомоторные свойства и физические качества:
• хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;
• хорошая координация движений, устойчивость к тремору;
• устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам, склонность быстро устанавливать коммуникативный контакт, четко и ясно излагать свои мысли;
• способность к резкой смене вида деятельности;
• способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;
• владение приемами самозащиты и рукопашного боя.
5. Личностные и профессиональные особенности:
• общение;
• готовность к сотрудничеству, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в групповую активность, наличие собственного мнения;
• эмоциональная зрелость, устойчивость, невозмутимость;
• склонность к соблюдению общественных моральных норм;
• чувство ответственности, способность убедить группу работать на практической и реалистической основе;
• эффективность деятельности в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства;
• осмотрительность, осторожность и бдительность;
• самообладание, забота о социальной репутации.
6. Противопоказания к деятельности:
• нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость;
• жестко выраженные психические акцентуации и отклонения;
• алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость;
• медицинские противопоказания.
Изложенные психологические особенности деятельности и личности таможенного специалиста целесообразно учитывать при профессиональном отборе и расстановке кадров, прогнозе способностей к адаптации к таможенной деятельности и степени успешности ее осуществления.
Существующая в настоящее время система подготовки таможенных специалистов не является оптимальной, так как не в полной мере обеспечивает высокий профессиональный уровень их деятельности, что является одним из факторов, снижающих эффективность государственного таможенного контроля в России.
Изменить ситуацию возможно путем дальнейшего изучения профессиональной деятельности специалистов таможенной службы и созданием системы ее психологического обеспечения. Такая система должна включать в себя разработку критериев и показателей эффективной профессиональной деятельности, обоснование содержания и структуры таможенной деятельности, включающих описание отличительных признаков различных инвариантов таможенной деятельности, действующих в них экстремальных факторов, наиболее распространенных функциональных состояний, возникающих у таможенника, разработку нормативной модели профессионализма некоторых категорий таможенных служащих и алгоритма ее применения.