Совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как Федерации, так и ее субъектов.

По вопросам, отнесенным ч.1 ст.72 Конституции РФ к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы; их еще называют «рамочными законами») правового регулирования, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти. По этим же вопросам могут приниматься указы президента РФ и нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Вопросы совместного ведения требуют не жесткой централизации, а лишь урегулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (ст. 72 Конституции):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Из этого перечня предметов совместного ведения РФ и ее субъектов следует, что определенная часть отраслей права – административное, трудовое и др. – регулируются РФ и ее субъектами, а это предполагает издание федеральных законодательных актов и в соответствии с ними издание соответствующих нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Для этой группы предметов ведения характерно и то, что в соответствии со п.2 ст.78 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, объем полномочий РФ и ее субъектов может быть скорректирован договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: