В отличие от законодательной власти, носящей первичный характер, исполнительная
(административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер («administrare
» - «служить для…»). Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все
действия и акты исполнительных органов основываются на законе, не должны ему
противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название – исполнительные.
Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный
характер. Признак универсальности означает, что ее органы действуют непрерывно и везде,
на всей территории государства. Предметный характер исполнительной власти означает, что
она в отличие от законодательной и судебной властей имеет другое содержание, поскольку
опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент
служебных продвижений и систему поощрений. В руках u1080 исполнительной власти находится
весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации. Среди этой силы особая
|
|
роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции.
Все это предопределяет необходимость действенного механизма сдержек и противовесов,
создания эффективных рычагов политической ответственности как со стороны
законодательной власти, так и со стороны судебной.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и
его органы на местах.
Судебная власть
Судебные органы – это третья ветвь государственной власти, которая играет особую
роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов.
Особая роль суда определяется тем, что он арбитр в спорах о праве, только суд отправляет
правосудие. Суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной
практике, но и выступает своеобразным арбитром в процессе законотворчества. Тем самым
суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям
власти.
Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость,
состоит в особой процедуре осуществления. Отсюда такие признаки судебной власти, как
гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Систему органов правосудия
могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей,
хозяйственной, административной и других юрисдикций.
Президент РФ: правовой статус и порядок замещения должности