Законодательная власть – представительная власть. На основе выборов народ
передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные
органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о
первичности u1087 представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете
и верховенстве. Однако верховенство не означает полновластия представительных органов.
Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные
ограничения вытекают из ее делегированности, определяются принципиальной
зависимостью от воли избирателя. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что
любой закон должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также
фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора признают
его недействительным.
Помимо законодательной деятельности представительные органы выполняют
финансовую функцию (ежегодно утверждают государственный бюджет страны);
распорядительные функции (участвуют в формировании высших исполнительных и
судебных органов); функция контроля за деятельностью правительства и иных должностных
лиц исполнительной власти (осуществление импичмента – т.е. привлечение к политической
ответственности высших должностных лиц исполнительной власти).
Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым)
парламентом – высшим представительным органом государства. Парламент обычно
включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет
парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней
палаты более длителен, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже
обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов.