Организация государственной власти в России
Общие положения
Принцип разделения властей, долгое время отвергавшийся советской правовой наукой,
ныне признается неотъемлемым признаком демократического, правового, конституционного
государства. Его суть сводится к тому, что органы законодательной, исполнительной и
судебной власти осуществляют функции государства самостоятельно и независимо друг от
друга в пределах своей компетенции для обеспечения сбалансированности полномочий и
исключения возможности сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении
одного органа государственной власти или должностного лица. В то же время органы
каждой "ветви" власти взаимно контролируют и уравновешивают друг друга тем, что имеют
полномочия, сдерживающие полномочия органов власти, относящихся к другим "ветвям".
Система "сдержек и противовесов" - существенная и неотъемлемая часть системы
разделения властей. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не
связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между
органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся
государственная власть в полном объеме.
Федеральную государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и
подчиненные ему органы исполнительной власти и федеральные суды.
Региональную государственную власть осуществляют орган законодательной
(представительной) власти субъекта РФ, орган исполнительной власти во главе с высшим
должностным лицом субъекта РФ, а также Конституционный (Уставной) суд Субъекта РФ и
мировые судьи.