Взимание налогов представляет собой традиционное вмешательство государства в
рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий
населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного
бюджета. Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов
бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций,
поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов. В свою очередь,
налоги - это законный способ изъятия частной собственности, и плательщики в течение
нескольких веков боролись за установление четких гарантий защиты от произвола органов
власти по установлению налогов и сборов.
Предусмотрено два источника пополнения бюджета: налоги и сборы. Понятия налога и
сбора закреплены в Налоговом кодексе РФ. Налог - это обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
|
|
управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и
(или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Обязанность уплачивать налоги и сборы установлена как в отношении граждан РФ, так и в
отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ("каждый обязан платить..."). При
этом порядок уплаты налогов этими категориями лиц различен.
Налог или сбор могут быть установлены только федеральным законодательным
органом в надлежащей форме, т.е. законом, в предусмотренном порядке и введены в
действие в соответствии с действующим законодательством
В целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и
возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе
устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований
государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими
исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е.
погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога,
так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры
ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель
ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и
общими принципами права.