Структура деятельности психолога

В сфере психологической деятельности психолога между психологом и другими субъектами и объектами его профессиональной деятельности складываются вполне определенные взаимосвязи и отношения. При решении психологической проблемы они приобретают субъектно-объектный характер, где психолог выступает преимущественно главным воздействующим лицом. Наряду с психологом в этой системе взаимодействия, образующих цикл деятельности также можно выделить заказчика, клиента, результаты труда, а также объект труда – психологическую проблему. Важнейшими компонентами этого цикла являются: а) заказ, б) объект труда, в) результат труда.

В целом цикл деятельности психолога может быть представлен следующим образом (рис. 2).

 
 

Рис.2. Цикл деятельности практического психолога

Заказчиком выступает социальный субъект (организация, семья, конкретный человек), который обратился к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности (профессиональной компетенции), очерченную нормативными требов-ями.

Психологическая проблема часто предстает в виде трудности, барьера, «блокатора», которые клиент желает преодо­леть при содействии психолога. Для психолога данная проблема является главным компонентом объекта его труда.

Получив, заказ, психолог изучает объект труда, определяет цель этого труда и принимает решение о выполнении профессиональной деятельности. При этом устанавливаются нормативные регламентации, характер связей и отношений, определяются условия для получения намеченного результата. Все данные вопросы следует оформить договором или трудовым соглашением, планом или иным нормативным актом.

В последующем, психолог вырабатывает оптимальные модели, алгоритм и технологию практической деятельности для получения ожидаемых результатов.

Полученные результаты психолог передает за­казчику в виде заключения. При этом представленное заключение должно содержать обоснованные рекомендации.

Основным результатом труда психолога следует считать все реальное, что получено в процессе решения психологической проблемы (воздействия на объект труда психолога). Сюда относятся и материалы психодиагностики, и результаты психологического развития, коррекции, просвещения, консультирования.

В результаты труда психологатакже можно также включить рост его профессиональной компетентности, оптимизацию всего уклада его труда и многое другое. Это также результаты, влияющие на решение психологической проблемы конкретного клиента.

В рамках предлагаемой системы психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления:

В совокупности они охватывают вопросы:

o психодиагностики,

o развития и психокоррекции,

o психологической реабилитации,

o психогигиены,

o психопрофилактики,

o психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов,

o психологического консультирования и просвещения,

o совершенствования профессиональной компетентности психолога и условий его труда.

Данные направления тесным образом взаимосвязаны. Однако это вовсе не означает их обезличивания. В каждом из них мож­но выделить вполне определенное содержание.

Заказчик применяет рекомендации в общем контексте своего труда и жизни, а также как целевые меры психодиагностического, развивающего, коррекционного или иного характера

В процессе практической деятельности перед психологом встает один из трудных вопросов — вопрос о способах фиксации содержания психологической за­дачи для клиента. Опыт работы позволяет использовать для этой цели четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологическую задачу. Эти модальности сле­дующие:

o «я хочу» (потребности, мотивы, влечения и другие проявления мотивационно-потреб-ностной сферы),

o «я могу» (делать, сделать и другие проявления способностей челове­ка),

o «я чувствую» (чувственный тон, эмоции, настроения, пе­реживания и другие проявления эмоционально-волевой сфе­ры человека),

o «я думаю» (ощущения, восприятия, представ­ления памяти, образы мышления и другие проявления когни­тивной сферы человека).

Используя эти модальности при сбо­ре психологической информации, психолог способствует формулированию клиентом собственной пси­хологической задачи взаимодействия с ним и одновременно сам психолог демонстрирует клиенту свою профессиональ­ную позицию.

Таким образом, структура последовательности деятельности психолога в социальной сфере выглядит следующим образом (рис.).

Заказчик   Психолог   Клиент   Объект труда психолога (психологическая проблема)
  Результат труда психолога

При взаимодействии психолога и клиента важное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания зака­за в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщен­ная психологическая теория или содержание научных знаний практического пси­холога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность отве­тить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

Психолог, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. Его лидерское положение не меняется даже и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей, психолог опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как лидер–руково­дитель соответствующего нового типа. Этот стиль лидерства наиболее эффективно способствует развитию самопомощи у его клиентов.

В социальной работе психолог чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, силь­ные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Психолог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, обеспечивающей условия общения. Он разви­вает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Оказывая психологическую помощь, психолог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспи­тания, практический психолог обретает у клиентов доверие.

Таким образом, для профессиональной деятельности психолога в сфере социальной работы характерна самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что психо­логия является важной частью, теоретическим и методологическим стер­жнем социальной работы. Кроме этого профессиональная деятельность психолога носит комплексный характер.Психологическими средствами психолог диагнос­тирует ситуацию и состояние ее участников, обо­сновывает необходимость применения социальных технологий. Используя различные психологические методы и практики, психолог информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразо­вания социума и личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: