Развитие психологии как науки
Итоговый вопрос: КАК МЕНЯЛСЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ?
КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИТЕ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ?
• Донаучный период
• Философский период
• Научный период
• 1. Донаучный период.
Психология – наука о душе.
Первые представления о психике были связаны
• с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа)
• — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.
• Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
• Религия - язычество
• 2. Философский период
• 2.1.Идеалисты
Душа – нечто вечное и божественное
. Согласно древнегреческому философу Платону (427—347 гг. до н. э.),
• (ученик Сократа),
• душа — это что-то божественное, отличающееся от тела,
• душа человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом.
• Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом.
|
|
• По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.
• Однако иногда тело берет душу в свои оковы.
• Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам.
• Душевные явления подразделяются Платоном на
• разум,
• мужество (в современном понимании — воля)
• и вожделения (мотивация).
• Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела.
• 2.2. Материалисты
• 2.3. Душа – функция тела
• Великий философ Аристотель в трактате «О душе»
• выделил психологию как своеобразную область знания
• и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.
• Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество.
• В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел).
• Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена.
• Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, это осуществление его бытия, — считал Аристотель.
• Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей,
|
|
• которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления,
• подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.
• Чувственные восприятия составляют начало познания.
• Сохранение и воспроизведение ощущений дает память
• Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений.
• Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
• Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.
• Высшие способности возникают из низших и на их основе.
• Первичная познавательнаяспособность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа».
• Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств.
• Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.
• 2.4. Душа - божественное, сверхъестественное начало (эпоха средневековья) и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
• Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру.
• Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
•
• 2.5. Психология – наука о сознании.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания.
• В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.
• Р. Декарт (1596—1650) приходит к выводу о различии
между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения.
• Это противоречивое дуалистическое
учение породило проблему, названную психофизической:
• как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке?
• Декарт создал теорию,
объясняющую поведение на основе механистической модели.
• Согласно этой модели,
• информация, доставляемая органами чувств,
• направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу,
• которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы,
• которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие.
• Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе,
• чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты.
• Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным,
• и в значительной степени присуще человеку,
• проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.
• Этот декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу.
|
|
• понятие «Душа»
• стало превращаться в понятие «Разум»,
• а позднее — в понятие «Сознание».
• первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт,
• и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.
• На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание
• 2.6. Нет особого духовного начала, оно всегда
есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи)
голландский философ Спиноза (1632—1677) полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
• 2.7. Понятие о бессознательной психике Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.
• В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий).
• Из них возникают сознательные желания и страсти.
• Монада Единство материального и идеального
• Протяженная психическая сущность обладающая духовным и физическим
• Термин «психология» Предложен в 1590 году немецким ученым Гоклениусом,
• стал в Европе общеизвестным после выхода книг Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734)
• 2.8. Психология как изучение умственной деятельности Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке,
• основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями,
• их классификации
• и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.
• Душа человека - пассивная, но способная к восприятию среда Английский философ Дж. Локк (1632— 1704) сравнивает душу с чистой доской, на которой ничего не написано.
• Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи.
|
|
• В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
• Так психология стала изучать,
• каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир.
• Ассоцианизм – первая собственно психологическая школа
• Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает
• изучению умственной деятельности и сознания.
• Метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей
Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии.
• Рефлексия — по Локку — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души.
• Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня — восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка);
• процессы второго уровня — наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния).
• 3. Собственно научный период Выделение психологии в самостоятельную пауку произошло в 60-х годах XIX в.
• Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях,
• а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.
• Первым вариантом
• экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины
• явилась физиологическая психология
• немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832—1920).
В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире | экспериментальную психологическую лабораторию.
• Вскоре, в 1885 г.,
• Владимир Михайлович Бехтерев
• организовал подобную экспериментальную психологическую лабораторию
в России.
• 3.1. «Психология — это наука о структурах сознания» В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
• Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы:
ощущения, образы и чувства.
• Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов.
•
Вильгельм Вундт(1832-1920)
• «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход.
• Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.
• Идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания.
• к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
• 3.2. Психология – наука о функциях сознания Функционалистский подход Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека.
• Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения,
• либо изменяя их в зависимости от обстоятельств,
• либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.
• «поток сознания» - процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.
• Процессы сознания делятся на два больших класса:
• одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком.
• Первые процессы называются непроизвольными,
• вторые — произвольными.
• Франсуаза Саган
Литература «потока сознания»
• Основоположник отечественной научной психологии И. М. Сеченов (1829—1905).
• В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.
• Их схема та же, что и у рефлексов:
• они берут начало во внешнем воздействии,
• продолжаются центральной нервной деятельностью
• и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью.
• такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию
из круга внутреннего мира человека.
• Однако при этом была недооценена
специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой,
• не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
• Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862—1936).
• Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).
• Усилия И. П. Павлова (1849—1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.
• Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Иван Петрович Павлов (1849 – 1936)
• Период методологического кризиса 10 – 30 годы 20 века
• Психология разделилась на несколько направлений в зависимости от того,
что понималось учеными данного психологического направления