double arrow

Периоды развития психологии

1

Развитие психологии как науки

Итоговый вопрос: КАК МЕНЯЛСЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ?

КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИТЕ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ?

Донаучный период

Философский период

Научный период

1. Донаучный период.
Психология – наука о душе.

Первые представления о психике были связаны

с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа)

— древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.

Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Религия - язычество

2. Философский период

2.1.Идеалисты
Душа – нечто вечное и божественное
. Согласно древнегреческому философу Платону(427—347 гг. до н. э.),

( ученик Сократа),

душа — это что-то божественное, отличающееся от тела,

душа человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом.

Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом.

По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам.

Душевные явления подразделяются Платоном на

разум,

мужество (в современном понимании — воля)

и вожделения (мотивация).

Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела.

2.2. Материалисты

2.3. Душа – функция тела

• Великий философ Аристотель в трактате «О душе»

выделил психологию как своеобразную область знания

и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

• Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество.

• В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел).

• Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена.

Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, это осуществление его бытия, — считал Аристотель.

• Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей,

которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления,

подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.

• Чувственные восприятия составляют начало познания.

• Сохранение и воспроизведение ощущений дает память

• Мышление характеризуется составлением общих понятий,суждений и умозаключений.

• Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

• Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.

• Высшие способности возникают из низших и на их основе.

• Первичная познавательнаяспособность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа».

• Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств.

• Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.

2.4. Душа - божественное, сверхъестественное начало (эпоха средневековья) и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру.

Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

2.5. Психология – наука о сознании.
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания.

В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Р. Декарт (1596—1650) приходит к выводу о различии
между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения.

Это противоречивое дуалистическое
учение породило проблему, названную психофизической:

как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке?

Декарт создал теорию,
объясняющую поведение на основе механистической модели.

Согласно этой модели,

информация, доставляемая органами чувств,

направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу,

которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы,

которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие.

Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе,

чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты.

Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным,

и в значительной степени присуще человеку,

проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Этот декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу.

понятие «Душа»

стало превращаться в понятие «Разум»,

а позднее — в понятие «Сознание».

первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт,

и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.

На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание

2.6. Нет особого духовного начала, оно всегда
есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи)
голландский философ Спиноза (1632—1677) полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

2.7. Понятие о бессознательной психике Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.

• В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий).

• Из них возникают сознательные желания и страсти.

• Монада Единство материального и идеального

• Протяженная психическая сущность обладающая духовным и физическим

• Термин «психология» Предложен в 1590 году немецким ученым Гоклениусом,

• стал в Европе общеизвестным после выхода книг Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734)

2.8. Психология как изучение умственной деятельности Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке,

• основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями,

• их классификации

• и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

• Душа человека - пассивная, но способная к восприятию среда Английский философ Дж. Локк (1632— 1704) сравнивает душу с чистой доской, на которой ничего не написано.

• Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи.

• В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

• Так психология стала изучать,

• каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир.

Ассоцианизм – первая собственно психологическая школа

Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает

изучению умственной деятельности и сознания.

• Метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей
Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии.

• Рефлексия — по Локку — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души.

• Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня — восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка);

• процессы второго уровня — наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния).

3. Собственно научный период Выделение психологии в самостоятельную пауку произошло в 60-х годах XIX в.

• Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях,

• а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

• Первым вариантом

• экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины

• явилась физиологическая психология

• немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832—1920).

В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире | экспериментальную психологическую лабораторию.

• Вскоре, в 1885 г.,

• Владимир Михайлович Бехтерев

• организовал подобную экспериментальную психологическую лабораторию

в России.

3.1. «Психология — это наука о структурах сознания» В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

• Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы:

ощущения, образы и чувства.

• Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов.

Вильгельм Вундт(1832-1920)

«Психология — это наука о структурах сознания» это направление назвали структуралистский подход.

• Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

• Идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания.

• к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

3.2. Психология – наука о функциях сознанияФункционалистский подход Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека.

• Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения,

• либо изменяя их в зависимости от обстоятельств,

• либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.

• «поток сознания» - процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.

• Процессы сознания делятся на два больших класса:

• одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком.

• Первые процессы называются непроизвольными,

• вторые — произвольными.

• Франсуаза Саган
Литература «потока сознания»

Основоположник отечественной научной психологии И. М. Сеченов (1829—1905).

• В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

• Их схема та же, что и у рефлексов:

• они берут начало во внешнем воздействии,

• продолжаются центральной нервной деятельностью

• и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью.

• такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию

из круга внутреннего мира человека.

• Однако при этом была недооценена
специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой,

• не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

• Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862—1936).

• Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).

• Усилия И. П. Павлова (1849—1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

• Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Иван Петрович Павлов (1849 – 1936)

Период методологического кризиса 10 – 30 годы 20 века

• Психология разделилась на несколько направлений в зависимости от того,

что понималось учеными данного психологического направления

1

Сейчас читают про: