Мозг и психика

Проблема взаимосвязи психики и мозга очень сложна. Новейшие фактические данные позволяют предполагать, что психика не просто является свойством нервной системы, а имеет свой собственный специфический субстрат. Действительно, как уже было отмечено, психику нельзя свести к работе нервной системы. Ее совершенно невозможно понять, исследуя только нервную систему. Эти и некоторые другие факты заставляют думать, что психика имеет свой собственный, возможно, еще не известный человечеству субстрат. Тем не менее тесная, неразрывная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности психики. Однако следует помнить, что, хотя головной мозг обусловливает своей деятельностью психику, содержание психики определяется не мозгом и его работой, а внешним миром. Другими словами, несмотря на то что психические свойства и являются результатом физиологической деятельности мозга, они содержат в себе хактеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение от факт еще раз свидетельствует в пользу, что характеристики психических процессов не могут быть сведены к закономерностям функционирования мозга.

Существует несколько точек зрения, теорий, призванных ответить на вопрос о взаимосвязи психики и мозга.

Теория психофизиологического параллелизма. Она утверждает, что психическое и физиологическое составляют два соответствующих, но не пересекающихся и не влияющих друг на друга ряда явлений. Тем самым допускается существование «души», которая связана с конкретным телом, но существует по своим законам.

Теория механического тождества. Согласно этой теории, психические процессы — это, по сути, процессы физиологические. Мозг «выделяет» психику, как печень выделяет желчь. Эта теория не учитывает качественных отличий психики и нервных процессов.

Теория единства. Психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно отличаются. Поэтому психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с организованными их совокупностями. Тем самым утверждается, что психика — это системное качество мозга, которое реализуется через функциональные многоуровневые системы мозга, формирующиеся у человека на протяжении жизни в процессе общения, обучения и деятельности.

Нервно-физиологические механизмы психических процессов человека имеют много общего с механизмами психики животных. Строение и работа нервной системы у всех млекопитающих имеют единый характер. Поэтому изучение мозга животных важно не только для физиологии, но и для понимания психики животных и человека. Однако при этом не следует забывать, что различия между психической деятельностью человека и животных носят не только количественный, но и качественный характер. Эти различия возникли под влиянием труда — могучего фактора, преобразившего все структуры и функции организма человека. Изменился и орган психики — головной мозг. Его качественное отличие от мозга животных ярко выступает при изучении механизмов высших познавательных процессов и прежде всего мышления. Эти процессы не локализуются в определенных участках мозга подобно процессам ощущений и восприятий. Если у человека поражена затылочная часть коры, то утрата им зрительных ощущений неизбежна. Повреждение же участков мозга, связанных с высшими познавательными процессами, носит иной характер. В этом случае функции поврежденного участка может взять на себя другой. Нервной ткани, функционирование которой обеспечивает умственные и речевые акты,

свойственны высокая пластичность и взаимозаменяемость.

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, занимающим 30% поверхности коры больших полушарий. Поражение лобных долей (в результате заболевания, ранения и т.п.) сказывается не на элементарных, а на высших формах поведения. Например, больные с пораженными лобными долями при сохранности зрения, речи, письма, решая арифметическую задачу, не пытаются проанализировать ее условия. При составлении плана решения у них выпадает конечный вопрос. Полученный ответ они не сопоставляют с исходными данными, не замечают своих ошибок и т.д. Многочисленные клинические факты показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека, в его характере. Больные, которые до заболевания отличались тактичностью, уравновешенностью, становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и в форме слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга — различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функциями левого полушария являются чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т.д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление, Расстройство деятельности левого полушария, как правило, ведет к нарушению речи (появлению афазий), блокирует возможность нормального общения, при глубоком поражении нервной ткани — к серьезным дефектам мыслительной деятельности. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи.

Функциональная асимметрия присуща только человеку. Она формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках личности.

Анализ системы мозг — психика неизбежно приводит к вопросу: зачем организму психическое отражение, если существует физиологический уровень отражения. Действительно, до тех пор пока все реакции человека или животного понимаются как автоматические, среди физиологических процессов психическое отражение не имеет места.

Кстати, именно исследования высшей нервной деятельности выявили существенные различия автоматических и неавтоматических реакций. С точки зрения физиологии речь идет об отношении между условным рефлексом и ориентировочно-исследовательской деятельностью.

Условный рефлекс есть автоматическая реакция, и закрепление условного рефлекса — процесс автоматический. Автоматичность наступает тогда, когда условия протекания рефлекса остаются постоянными, стереотипными. Когда в этих условиях появляется нечто новое, какое-то рассогласование, не укладывающееся в рамки стереотипной реакции, последнюю необходимо изменить, или, по крайней мере, задержать. Это позволит выяснить, в чем состоит эта новизна, а затем действовать. Биологический смысл и целесообразность такого механизма вполне понятны и не вызывают сомнений.

Первая и самая общая задача ориентировочно-исследовательской деятельности состоит в том, чтобы выяснить причину, вызвавшую рассогласование. После этого можно наметить действие согласно новым обстоятельствам и лишь затем обеспечить его выполнение. При этом действие определяется новыми отношениями между предметами внешнего мира, не имеющими ни безусловного значения. Они должны быть обнаружены, должны «выступить» перед субъектом, что и составляет непосредственный результат ориентировочно-исследовательской деятельности. «Выступить» перед субъектом в своем предметном содержании, в соотношении вещей друг с другом — не как действующий фактор, а как условие действия — это и значит «явиться» в психическом отражении.

Таким образом, ориентировочно-исследовательская деятельность в своем операционном составе обязательно содержит психическое отражение, которое оперирует не объектами действительности, а образами. Образы объективного мира составляют непременное условие перехода от автоматических реакций к неавтоматическим. Образ какого-нибудь предмета, процесса, явления в психике человека является идеальным. Психический образ идеален в двух отношениях.

Во-первых, его черты изолированы, отделены от других свойств оригинала, без которых не может существовать никакой материальный объект.

Во-вторых, образ очищен от всего несущественного. Он открывается как предмет, представленный только в самых существенных своих чертах. (Отсюда связь понятий «идеальное» и «совершенное».

Психологическое преимущество такого отражения предмета (процесса, явления) в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Однако тот факт, что образ открывается как нечто совершенно свободное от ограничений материального мира, приводит к идее существования идеального бытия.

В отличие от материального, существующего независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, является субъекту в психическом отражении.

В качестве такого явления субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: