double arrow

Понятие о сознании. Структура сознания

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффектно действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигнал одновременно поступающих из внешней среды и от внутренних opгaнов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанно управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком н осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе, каждый из этих сигналов может стать осознанным, если конкретное словами — вербализовать.Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектов называется бессознательным. К бессознательному обычно относят следующие психические явления:

• сновидения;

• ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);

• движения, которые в прошлом были сознательными, но благо даря частому повторению автоматизировались и стали поэтому осознаваемыми;

• некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствую осознание цели;

• некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» — это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться. Фрейд считал, что бессознательное — это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное — это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека.Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на eгo психологических характеристиках.Сознание — это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде, из указанных познавательных психических процессов о становится расстройством сознания.Вторая характеристика сознания — это различение субъекта и то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не- Я». Человек среди живых существ способен осуществлять то есть обращать психическую деятельность на исследование себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и я самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя окружающего мира. Отделение «Я» от «не- Я» — сложный путь, проходит каждый человек в детстве.Третья характеристика сознания — целеполагающая деятельность человека.В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий ипредвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.Четвертая психологическая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» — так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта. Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К. Маркс).Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию. Построение отношений — функция сознания, направленная на создание и выявление объективных отношений между индивидами и явлениями внешнего мира. Именно сознание осуществляет все эти процессы. Познание — процесс отражения в сознании человека действительности, в результате которого люди приобретают знания, усваивают понятия, осознают окружающий мир. Именно процесс познания обеспечивает обобщенное отражение объективного мира и является необходимым атрибутом сознания. Переживание — широко применяемый в психологии термин, имеющий несколько значений. Во-первых, под переживанием понимается любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. Во-вторых, переживание понимается как наличие стремлений, желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. В-третьих, переживание понимается как форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом главных целей его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его внутреннего мира, переосмыслении своего существования. Рефлексия — осознание индивидом того, как его воспринимают другие люди, — усложняет процесс общения людей между собой. Очевидно, что явление рефлексии невозможно без разделения на Я от не Я, то есть рефлексия невозможна без одной из существенных характеристик сознания. Структура сознания: выделяют элементы сознания: психические процессы;• психические состояния;• психические свойства.

Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения. Психический процесс — это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Психическое состояние занимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, мало меняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение). Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления

психики индивида в структуре личности. Психические свойства, или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности.

Психика существует прежде всего как процесс — непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т.п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей про- является и формируется в деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: