Неосознаваемые психические процессы

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным. В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий,
- неосознаваемые побудители сознательных действий,
- надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на подклассы: неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой голова остаётся свободной". Это состояние "свободной головы" и означает отсутствие сознательного контроля. Разные примеры автоматизмов: бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но "сразу" воспринимаем смысл прочитанного, заходя в тёмную комнату, рука "сама" тянется к выключателю.

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий: существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой. К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:
- непроизвольные движения,
- тоническое напряжение,
- мимику,
- пантомимику,
- большой класс вегетативных проявлений.

Существуют аппараты, называемые "детекторами лжи". Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий: скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия. Виды установки:
- моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),
- умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),
- перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Надсознательные процессы: с детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: