Содержание. Перспективы бессмертия

Роберт Эттинджер

Перспективы бессмертия

перевод на русский язык, Д. А. Медведев, 2002

Примечание: данный текст представляет собой вариант перевода до редактирования. Он может незначительно отличаться от текста печатной книги, содержать ошибки, опечатки и т. д.


Содержание

Предисловие 1987 года. 9

Глава 1. Ледяная смерть, ледяной сон и некоторые последствия. 12

Приостановленная жизнь и приостановленная смерть. 12

Будущие и сегодняшние варианты.. 13

После мгновения сна. 14

Проблемы и побочные эффекты.. 15

Глава 2. Эффекты заморозки и охлаждения. 17

Долгосрочное хранение. 17

Успехи в заморозке животных и тканей. 18

Механизм повреждений при заморозке. 21

Обморожение. 24

Действие защитных агентов. 25

Сохранение памяти после заморозки. 26

Степень повреждений при заморозке. 27

Возможности быстрой заморозки и пропитывания защитными агентами. 30

Пределы задержки начала процедуры.. 31

Пределы задержки начала охлаждения и заморозки. 32

Максимальная и оптимальная температура хранения. 34

Радиационная опасность. 36

Глава 3. Восстановление и омоложение. 38

Оживление после клинической смерти. 38

Механические вспомогательные средства и протезы.. 39

Трансплантация. 40

Выращивание и регенерация органов. 42

Лечение старости. 44

Глава 4. Сегодняшние возможности. 49

Пределы оптимизма. 49

Сохранение образцов наших тел. 50

Сохранение информации. 51

Организация и организации. 52

Заморозка в условиях непредвиденных обстоятельств или строгой экономии. 53

Заморозка с медицинской помощью.. 54

Индивидуальная ответственность: умирающие дети. 55

Супруги, старые родители и дедушки с бабушками. 56

Глава 5. Заморозка и религия. 57

Воскрешение мертвых: Старая проблема. 57

Вопрос о божественном предначертании. 58

Загадка души. 59

Самоубийство — это грех. 61

Образ божий и религиозная приспособляемость. 62

Дополнительное время для духовного роста и спасения. 63

Конфликт с откровением Иоанна Богослова (апокалипсис) 64

Угроза материализма. 65

Перспектива. 66

Глава 6. Заморозка и закон. 67

Заморозка и общественный благопорядок. 67

Определения смерти: права и обязанности замороженных. 68

Страхование жизни и самоубийства. 69

Убийства из милосердия. 69

Убийство. 71

Вдовы, вдовцы и многократные браки. 72

Трупы как граждане. 74

Заморозка и зонтики для бездельников. 74

Глава 7. Экономика бессмертия. 76

Компьютер из чистого золота. 76

Вид с Олимпа: Насколько богатыми мы можем стать?. 80

Вид с Олимпа: Как быстро мы можем плодиться?. 82

Стоимость коммерческой заморозки. 84

Стоимость хранения в критической ситуации. 86

Трастовые фонды и безопасность. 87

Международные отношения. 88

Глава 8. Проблема идентичности личности. 91

Глава 9. Цели бессмертия. 100

Вы — как новый и еще лучше. 101

Смысл жизни. 105

Глава 10. Обычаи и нравы будущего. 107

После «Беовульфа». 107

Стабильность и «Золотое правило». 108

Возможность стагнации и упадка. 108

Око за око. 109

Сексуальные нравы и семейная жизнь. 110

Проблема нечеловеческих разумных существ. 111

Некоторые краткосрочные перспективы.. 113

Глава 11. Общество внедрившее заморозку. 117

Неизбежность программы заморозки. 117

Нет поколению мучеников. 118

Взгляд на перспективу как панацею.. 119

Время здравомыслия. 120

Дураки, безумцы и герои. 120

Заблуждение «заморозьте только лучших». 121

1964 — начало эпохи заморозки?. 122

Библиография. 124

Постскриптум.. 131


Предисловие Жана Ростана (Французская Академия)

Столетие назад Эдмонд Абот (Edmond About), прекрасный французский писатель и один из предтеч «научной фантастики», опубликовал короткий рассказ под названием «Человек со сломанным ухом»[1]. В своей занимательной истории он рассказывает о профессоре биологии, который высушивает живого человека, а затем, после «остановки жизни», длящейся несколько десятков лет, успешно оживляет его.

То, что в 1861 году было лишь забавной игрой воображения, в наше время приобрело довольно пророческую форму; поскольку, в свете последних научных достижений, похожий метод сохранения человека уже не кажется столь невозможным.

Из экспериментов Анри Беккереля[2] и других ученых мы узнали, что жизнедеятельность некоторых животных низших классов (коловратки[3], тихоходки[4] и угри), семян некоторых растений и некоторых микробов может быть надолго остановлена с помощью понижения температуры до близкой к абсолютному нулю, а потом снова восстановлена после нагревания. Более того, исследователи наблюдали подобные «воскрешения» даже среди высших классов животных; хотя целое животное и не было заморожено, значительный объем тканей и даже целые органы были заморожены и оживлены. Аналогично сперматозоиды некоторых млекопитающих, обработанные защитными агентами, выдерживали температуру жидкого азота в течение нескольких месяцев без потери их подвижности и способности к оплодотворению. Более того, сердце курицы, подвергнутое подобному охлаждению, возобновило работу после нагревания.

Таким образом, не будет ошибкой ожидать в будущем все более сложных результатов; в самом деле, мы, наконец, просто вынуждены допустить возможность того, что методы заморозки и оживления людей будут однажды доведены до совершенства, в каком бы далеком будущем это не произошло. Так считает и М. Луи Хей, один из наиболее компетентных современных специалистов в этой области биологии. Он пишет:

«Есть очень убедительные основания полагать, что, благодаря будущим исследованиям, станет возможным сделать шаг через ту пропасть, которая сейчас отделяет высшие организмы от коловраток и тихоходок; после этого может быть найден способ останавливать жизненные процессы на неограниченно долгий срок» (Conservatism de la vie par le froid. — Hermann, 1959).

В книге «Человек со сломанным ухом» Эдмонд Абот с определенной долей юмора предвидел некоторые последствия для человечества, к которым может привести возможность сохранения людей.

«Пациенты, признанные в качестве неизлечимо больных невежественными учеными девятнадцатого века, больше не должны будут беспокоиться об этом; они будут высушены, чтобы спокойно ждать на дне коробки, пока врачи не найдут средства против их болезни».

Р. С. У. Эттинджер, автор «Перспектив бессмертия», сделал принципиальный шаг вперед в сравнении сфранцузским автором. Он предлагает сохранить не только неизлечимых, но и мертвых. Разве нельзя, как предлагает м-р Эттинджер, считать мертвых лишь «временно неизлечимыми», которых более развитая наука сможет когда-то оживить, вылечив все недуги, охватившие их, будь то болезнь, несчастный случай или старость? Метод сохранения, который он предлагает, это заморозка (в ванне с жидким гелием или азотом); этот метод пока не является безвредным, но, бесспорно, наука будущего сможет исправить и повреждения от заморозки.

Таким образом, нам нужно не так уж долго ждать, пока мы научимся замораживать человеческий организм без дополнительных повреждений. Когда это произойдет, нам придется заменить кладбища на спальные корпуса, и каждый из нас получит свой шанс на бессмертие, обещаемое наукой. Сегодня может показаться, что шансы на успех чрезвычайно малы, и никто не понимает этого лучше, чем м-р Эттинджер. Но он осознал, что нам нечего терять, а получить мы можем все. В каком-то смысле это напоминает известное парадоксальное заключение Паскаля[5], сформулированное применительно к вере в науку. И конечно, в свете альтернативы м-ра Эттинджера, решение позволить мертвым оставаться мертвыми — это величайшая глупость.

Важно понять, что м-р Эттинджер в собственно биологическом разделе книги доводит до логического завершения аргумент, для которого у него есть безупречные основания. В обязанности автора предисловия не входит предсказание немедленной реализации программы. М-р Эттинджер прекрасно понимает, что вся работа не может быть сделана быстро. Он говорит только то, что мы должны начать работу, которая будет выполнена рано или поздно. Однако каждый день, на который мы откладываем эту работу, бесчисленные тысячи людей умирают без всякой необходимости.

В любом случае, книга м-ра Эттинджера — это очаровательный и стимулирующий тонизирующий напиток, наполненный оригинальными идеями, особенно о проблеме личной индивидуальности. Книга заслуживает, чтобы ее прочли и обдумали.

Автор перевода с французского языка на английский Сандра Даненберг


Предисловие Джеральда Грумена (Gerald J. Gruman, M.D., Ph.D., Lake Erie College)

Читая эту книгу, я вспомнил историю одного бельгийского бизнесмена, который в начале второй мировой войны услышал слухи о возможности расщепления атомного ядра. Тогда он заказал большую партию урана в Конго и отправил ее на склады близ Нью-Йорка, как раз к моменту создания атомной бомбы. (Подробнее об Эдгаре Сенгьере, награжденном правительством США медалью «За заслуги», и бывшем президенте Union Miniere du Haut Katanga, см. The New York Times, 7-30-63:29.) Должен признаться, что если бы меня интересовали возможности спекуляции, я бы сейчас был занят скупкой оборудования, которое понадобится для проекта м-ра Эттинджера.

В отличие от создания атомной бомбы, предложения м-ра Эттинджера полностью человеколюбивы и благожелательны, настолько, что читатель может спросить, почему же ученые и врачи до сих пор не применяют низкотемпературные технологии (процессы «криобиологии») для продления человеческой жизни. На это приходится ответить, что слишком часто между открытиями ученых в лаборатории и применением этих открытий на практике для всеобщей пользы проходило слишком много времени. К примеру, в 1928 году сэр Александр Флеминг открыл, что пенициллин необычайно эффективно убивает микробов, но у него не было достаточных финансовых возможностей, чтобы произвести достаточное количество этого вещества. Из-за этого ничего не было сделано до тех пор, пока массовые потери во второй мировой войне не заставили правительства и компании Великобритании и США объединиться для поиска решения. Уже в 1944 году лекарство творило чудеса; но как насчет промежутка между 1928 и 1944 годами? Никто не сможет рассчитать цену человеческих страданий за эти годы. То же самое было и со многими другими важными нововведениями: первые методы анестезии были предложены в начале XIX века, но понадобилось более пятидесяти лет боли и мучений, чтобы хирургические операции, наконец, стали безболезненными, и гораздо дольше пришлось бороться, чтобы распространить этот метод на рожениц.

Можно привести немало аргументов, подтверждающих самое важное, на мой взгляд, качество книги профессора Эттинджера: автор пытается навести мост между сегодняшними лабораторными исследованиями и повседневной реальностью, потому что он смог увидеть нечто, сулящее человечеству огромные выгоды. Автор потратил годы, внимательно изучая специальную литературу, чтобы подготовиться к выполнению жизненно важной миссии: стимулированию общественной потребности в новой услуге, которую может предложить наука, и пробуждению ответственности врачей, адвокатов, бизнесменов и государственных чиновников за то, чтобы эта потребность была удовлетворена. М-р Эттинджер уверен, что то, к чему он призывает, в любом случае рано или поздно произойдет (в какой-то степени это уже происходит), но хочет быть уверен в том, что это случится как можно скорее и самым эффективным способом. Вот почему он выбрал энергичный, оптимистический стиль изложения, и, по-моему, у него для этого есть все основания: серьезное знание физических, химических и биологических процессов, которые он обсуждает, и трезвое понимание технических, экономических и социальных реалий сегодняшнего дня.

В чем же заключается это революционное открытие в науке? Если коротко, то в следующем: сегодня, если умирает человек, больше не годится хоронить или кремировать тело, поскольку есть надежда, что если сохранить его при сверхнизких температурах, врачи будущего смогут оживить человека и вылечить его. А если кто-то умирает от неизлечимой болезни, то неправильно будет позволить ему умереть; вместо этого следует поместить пациента в низкотемпературное хранилище до той поры, когда появится новое медицинское оборудование или будет открыто лекарство от этой болезни. Что касается научных и медицинских предпосылок этой теории, нам повезло: мы имеем превосходное предисловие, написанное д-ром Ростаном, завоевавшим всемирную известность своими научными исследованиями и пониманием социальных и философских аспектов науки. Как пишет м-р Эттинджер, д-р Ростан в 1946 году первым сообщил о защитном эффекте глицерина при замораживании клеток животных. Кроме того, заслуживает внимания факт, что английский ученый д-р А. С. Паркес, в чьей лаборатории эффект глицерина был независимо открыт в 1948 году, также благоприятно высказывался о возможностях криогенного хранения тела в течение неопределенно долгого времеми (С. Е. У. Уолстенхолм и М. П. Камерон, ред.: Ciba Foundation colloquia an aging, vol. 1., Boston: 1955, 162—69.)

М-р Эттинджер — представитель славной американской традиции, берущей начало от Бенджамина Франклина. Этот изобретатель, философ-ученый и государственный деятель предсказывал еще в 1780 году, что научный прогресс приведет к продлению жизни до более чем тысячи лет. Франклин был восхищен прогрессом науки и техники своего времени (громоотвод — его собственное изобретение, прививка от оспы, паровой двигатель, полеты на пилотируемых воздушных шарах и т. д.) и жаждал увидеть достижения будущего. В письме к одному французскому ученому он рассказал о желании быть разбуженным через сто лет, чтобы воочию увидеть прогресс Америки; известный английский хирург Джон Хантер высказывал похожую идею, мечтая об оживлении на год каждое столетие. Франклин также весьма интересовался экспериментами по оживлению людей, убитых электрическим током или утонувших; по правде говоря, в восемнадцатом веке такие эксперименты волновали умы многих.

Пионерами в деле оживления «мертвых» стали общества спасения утопающих (Humane Societies), основанные в Европе и Соединенных Штатах после 1767 (подробнее об этих обществах см. статью Э. Х. Томсона в Bulletin of the History of Medicine, 1963, 37:43-51). Этим обществам пришлось преодолевать презрение и насмешки, поскольку суеверное и невежественное общество считало любые попытки спасти утопленников или отравившихся шахтеров-угольщиков совершенным безрассудством. Но многие добросовестные врачи посвятили себя этому делу, а некоторые просвещенные священники оказали им содействие: филадельфийские квакеры помогли этим реформам, известный методист Джон Уэсли принял участие в развернувшейся кампании. Священник епископальной церкви в 1789 году объявил в проповеди, что общества спасения утопающих получили его благословение: «Единственная награда для них — это святая радость делать добро». Поздравляя себя сегодня с тем, что у нас есть Красный Крест и эффективные методы оживления «мертвых» (искусственное дыхание, массаж сердца, банки крови и т. п.), мы должны понимать, что м-р Эттинджер выполняет аналогичную миссию и заслуживает нашей искренней поддержки.

Важный вклад этой книги в том, что она ставит вопрос о природе смерти, и это одна из причин, почему врачи должны внимательно ее прочитать. Мы привыкли слепо принимать такие понятия, как «неисправимые повреждения», «биологическая смерть», и т. д., и не замечаем коварства этого «отверждения категорий» (выражение, придуманное д-ром Эстер Менакер для описания типичной «болезни ума» профессионалов и экспертов), то есть мыслительной ошибки, столь же распространенной и мешающей, как отверждение артерий. Это одна из наиболее важных сторон книги м-ра Эттинджера; с необыкновенным упорством он оспаривает многие подобные непреложные идеи, и каждый врач получит пользу, прочитав остроумную критику гипотез, которые мы слишком часто принимаем без доказательства. Этим автор дает новые темы для размышлений и, возможно, именно это позволит сократить временной разрыв между открытиями в криобиологии и использованием их результатов на практике и в дальнейших исследованиях.

Конечно, по некоторым второстепенным моментам я не совсем согласен с автором, но это не помешало мне согласиться с неопровержимой логикой его размышлений и убедиться в истинной ценности его взгляда на сложнейшие проблемы современного человечества. Я уверен, что читатели этой книги обнаружат, что, будучи усвоенными, ее основные идеи уже никогда не будут забыты, а приведут к новым размышлениям и действиям. Много говорилось недавно (к нашему стыду) о дорогостоящих и по-детски сентиментальных похоронных обрядах, известных как «американский способ умирать» (Jessica Mitford: The American Way of Death. — N.Y., 1963). Перед нами книга, которая предлагает американский способ жить дальше, использовать наши отличные (и недогруженные) технологические возможности, чтобы реалистично и разумно воплотить в жизнь нашу общую веру в красоту и ценность жизни и здоровья, а также неизмеримую значимость каждого человека.

В заключение мне вспоминается история о Бенджамине Фраклине, который однажды был чудом спасен во время кораблекрушения. Преисполненный благодарности, он услышал вопрос, собирается ли он построить часовню в память о своем спасении. «Нет, конечно, нет — ответил он, — я собираюсь построить маяк!» Я полностью уверен, что м-р Эттинджер тоже «построил маяк», который освещает наше будущее на годы вперед. Кого-то может ослепить первая внезапная вспышка, другие будут пытливо изучать странные и неожиданные изменения привычных видов и ориентиров. Ну а для тех, кто уже столкнулся с болью, потерей и безумной «абсурдностью» человеческой смерти, было ли это на поле боя или в унылой больничной палате, этот свет будет светом надежды в мире, который слишком долго ее ждал.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: