Заключение. Построение «теории личности «во времени» в противовес чисто структурным ее описаниям, абстрагированным от реального временного протекания ее жизненного

________________________________________________________________________________


Построение «теории личности «во времени» в противовес чисто структурным ее описаниям, абстрагированным от реального временного протекания ее жизненного цикла», остается одной из важнейших задач современного человекознания [Ананьев, 1977, 222 ]. Такая теория может быть создана лишь в ходе комплексного исследования, предполагающего анализ жизненного пути личности с учетом хронологического, биологического, социально–исторического и психологического времени. Жизненный путь, представляющий собой «временную разверстку» личности, проходит в ее изменяющемся жизненном мире, который в отличие от четырехмерного пространственно–временного континуума физического мира имеет гораздо большее число измерений, ни одним из которых нельзя пренебречь без ущерба для полноты анализа. Предпринятое в данной монографии исследование одного из наименее изученных измерений жизненного мира личности — ее психологического времени — является необходимым звеном в построении диахронной теории личности.

Траектория движения человека в его жизненном мире, его реальный жизненный путь обусловлены множеством объективных и субъективных факторов, существенное место среди которых занимает субъективная картина жизненного пути личности. Человек как развитая индивидуальность со своими ценностями, жизненными программами и ориентациями — не «бытие, брошенное в мир», а, скорее, человек, творящий свой жизненный путь и идущий по нему. Как писал А. Блок, «первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, — является чувство пути… Только наличностью пути определяется внутренний «такт» писателя, его ритм» [1963, 369—370 ]. С полным основанием эти слова могут быть отнесены к любой личности, являющейся творцом своей жизни.

Важнейшим компонентом субъективной картины жизненного пути выступают представления личности о характере детерминационных отношений между происшедшими, происходящими и предстоящими событиями ее жизни. Отражаясь в сознании человека, эти отношения образуют сложную субъективную структуру межсобытийных связей, в которой то или иное событие может быть представлено либо как причина или следствие других событий, либо как их цель или средство.

Согласно предложенной в монографии причинно–целевой концепции психологического времени, основные свойстве последнего определяются особенностями субъективно» структуры межсобытийных (причинных и целевых) отношений. Единицей анализа и измерения психологического времени является межсобытийная связь. При этом единицей психологического прошлого выступает реализованная связь между двумя событиями хронологического прошлого, единицей психологического настоящего — актуальная связь между событиями хронологического прошлого и будущего, единицей психологического будущего — потенциальная связь событий хронологического будущего.

Основным методом исследования психологического времени в рамках причинно–целевой концепции является метод каузометрического опроса, на основе которого могут быть описаны основные характеристики субъективной картины жизненного пути личности. Этот метод позволяет определить наиболее значимые события жизни личности и степень адекватности их осознания, выделить основные сферы жизнедеятельности в их взаимосвязи, вскрыть индивидуальную специфику временных представлений личности о ее прошлом, настоящем, будущем. Возможности его применения не ограничиваются, на наш взгляд, решением тех задач, которые были поставлены в данном исследовании. Наиболее общей сферой применения каузометрии может стать прикладная психология личности, целью которой явилось бы оказание консультативной и психотерапевтической помощи человеку в осмыслении и решении им своих жизненных проблем. Это необходимо прежде всего потому, что субъективная картина жизненного пути выступает одним из существенных факторов психологической регуляции образа жизни личности. Особую роль в развитии образа жизни играют представления личности о будущем — ее цели в планы, стремления и надежды. Наличие четкой я осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение. А узкая и односторонняя перспектива заранее обрекает человека на ограниченный диапазон жизненных проявлений, что чревато преждевременным «психологическим старением», в результате которого у личности исчезает интерес к будущему как полю самореализации. В связи с этим среди задач формирования и регуляции образа жизни существенную роль приобретает целенаправленная и научно обоснованная работа по формированию долговременных, содержательных и социально–значимых жизненных ориентаций.

Одной из возможных форм этой работы могло бы стать создание исследовательско–консультативной психологической службы по вопросам формирования и коррекции жизненной перспективы, а затем и по вопросам жизненного пути личности в целом. В задачи такой службы входило бы: 1) проведение массовых обследований молодежи на различных этапах формирования жизненной перспективы и прежде всего в период принятия ответственных жизненных решений (выбор профессии, поступление в учебное заведение, вступление в брак и т. п.); 2) выявление в ходе обследования лиц с деформированной жизненной перспективой и проведение с ними специальной психолого–педагогической и психотерапевтической работы, направленной на создание социально–значимых и реально достижимых жизненных программ, учитывающих интересы и возможности самой личности, ее индивидуально–психологические особенности; 3) оказание консультативной помощи людям, обращающимся за поддержкой и советом в трудные, иногда критические периоды своей жизни, когда происходит «ломка» сформировавшихся ранее планов и представлений о будущем; 4) проведение специальной социально–психологической подготовки лиц, вступающих в брак, и молодоженов с целью согласования их долговременных жизненных планов и перспектив; 5) широкая пропаганда конкретных образцов творческого отношения к собственной жизни, наиболее продуктивных, социально–ценных и приносящих максимальное внутреннее удовлетворение «вариантов» жизненного пути на примерах биографий современников, исторических личностей, персонажей художественных произведений.

Для решения исследовательских и диагностических задач могут быть использованы как известные в психологии биографические методы, так и техника каузометрии. Задачи формирования жизненной перспективы могут быть решены на основе данных, полученных при диагностике, с дальнейшим применением специально адаптированных методов социально–психологического тренинга. Кроме того, представляется необходимой разработка конкретных приемов и исследовательской техники моделирования значимых жизненных ситуаций, воспроизведение которых в условиях формирующего эксперимента позволило бы в определенной мере осуществлять контроль устойчивости выработанных жизненных ориентаций.

Эффект от деятельности подобной службы не ограничивался бы лишь помощью тому или иному человеку в решении им своих актуальных жизненных проблем. Поскольку речь идет о формировании представлений личности о своей жизни в целом, формы социальной отдачи службы могут быть весьма отдаленными и существенными: а) повышение творческой активности и продуктивности людей в избранных ими сферах деятельности; б) уменьшение стихийных и бессмысленных форм времяпрепровождения, ведущих к «застою» и деградации в развитии личности; в) стабилизация молодых семей на основе своевременного согласования жизненных планов и ориентаций супругов; г) расширение и обогащение жизненной перспективы личности и сближение ее в связи с этим с перспективой прогрессивного развития общества в целом.

Вопрос о масштабах и конкретных формах организации службы по формированию жизненной перспективы личности требует проведения специального социального эксперимента с участием психологов, социологов, представителей других отраслей современного человекознания.

Завершая изложение, меньше всего хотелось бы видеть завершенным само исследование. Проблема психологического времени всегда остается открытой, и, если удалось определить новые аспекты ее теоретического и эмпирического исследования, если понятия, гипотезы и методы причинно–целевой концепции дадут стимул к новым поискам, мы будем считать задачу данной книги выполненной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

________________________________________________________________________________


Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. — Маркс К., Энгельс Φ. Соч. 2–е изд., т. 16, с. 103—155.

Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов. — Там же, т. 46, ч. 1, с. 3—559.

Материалы XXVI съезда КПСС—М.: Политиздат, 1981. — 223 с.

Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г. — М.: Политиздат, 1982. — 30 с.

Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени. — Изв. АН ЭССР. Обществ. науки, 1978, 27, № 3, с. 268—280.

Абрамсон М. Л. О т Данте к Альберти. — М.: Наука, 1979. —174 с.

Абульханова–Славская К. А. Д иалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно–научного подходов к проблеме индивида). — М.: Мысль, 1977. — 224 с.

Абульханова–Славская К. А. Д еятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. —336 с.

Александров А. Д. Ф илософское содержание и значение теории относительности. — В кн.: Философские проблемы современного естествознания. М.: Изд–во АН СССР, 1959, с. 93—136.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 380 с.

Ананьев Б. Г. И збранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. —Т. 1. 230 с.

Антология мировой философии: В 4–х т. — М.: Мысль, 1969. — Т. 1. 576 с.

Ариес Ф. Возрасты жизни. — В кн.: Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977, с. 216—244.

Аристотель. Метафизика. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. —347 с.

Асеев В. Г. З начимость и временная стратегия поведения. — Психол. журн., 1981, № 6, с. 28—37.

Аскин Я. Ф. П роблема времени. — М.: Мысль, 1966. — 200 с.

Аскин Я. Ф. Ф илософский детерминизм и научное познание. — M.: Мысль, 1977. — 188 с.

Багрова Н. Д. Ф актор времени в восприятии человеком. — Л.: Наука, 1980. —96 с.

Баландин Р. К. В ернадский: жизнь, мысль, бессмертие. — М.: Знание, 1979. — 176 с.

Бассин Φ. В. О «силе «Я» и «психологической защите». — Вопр. философии, 1969, № 2, с. 118—125.

Бахтин M. M. Формы времени и хронотопа в романе. — В кн.: Бахтин М. М. В опросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975, с. 234—407.

Башкирова Г. Б. «Сызнова бы начать…» — В кн.: Пути в незнаемое. (Писатели рассказывают о науке. М.: Сов писатель, 1976, с. 157— 192. Вып. 12).

Бергсон А. Воспоминание настоящего. — Собр. соч.: В 5–ти т. — Пг., 1915, т. 4, с. 79—120.

Бергсон А. Две памяти. — В кн.: Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М.: Изд–во Моск. ун–та, 1979, с. 61—75.

Блок А. А. Д уша писателя. — Собр. соч.: В 8–ми т. — М.; Л.: Гослитиздат, 1963, т. 5, с. 367—371.

Блок M. Апология истории. — М.: Наука, 1973. — 232 с.

Блонский П. Н. П едология. — М.: Учпедгиз, 1934. — 356 с.

Богомолов Ю. А. П роблемы времени в художественном телевидении. — М.: Искусство, 1977. — 127 с.

Болгов В. И. К атегория времени в социальном измерении и планировании и проблема экономии времени. — Социал. исслед. 1970, вып. 6, с. 7—71.

Борисовский Г. Б. П арадоксальность искусства и точные методы его исследования. — В кн.: Искусство и точные науки. М.: Наука, 1979, с. 88—112.

Брагина H. H., Доброхотова Т. А. Ф ункциональные асимметрии человека. — М.. Медицина, 1981. — 288 с.

Бродель Ф. История и общественные науки: Ист. длительность. — В кн.: Философия и методология истории М.: Наука, 1977, с. 115—142.

Вернадский В. И. В ремя. Из рукописного наследства В. И. Вернадского. — Вопр. философии, 1966. № 12, с. 101 — 112.

Гайденко В. П. Т ема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении. — Там же, 1969, № 9, с. 88—98.

Гайденко П. П. П роблема времени в онтологии М. Хайдеггера. — Там же, 1965, № 12, с. 109—120.

Гайденко П. П. К атегория времени в буржуазной европейской философии истории XX века. — В кн.: Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969, с. 225—262.

Гегель Г. Философия духа. — М.: Госполитиздат, 1956. — 371 с. — (Соч.; Т. 3).

Гей Н. К. В ремя и пространство в структуре произведения. — В кн.: Контекст — 1974: Лит. — теорет. исслед. М.: Наука, 1975, с. 213—228.

Гете И. Из моей жизни: Поэзия и правда. — М., 1969. — 606 с.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Ж изненный путь и среда обитания человека. — В кн.: Психология и архитектура. Таллин: Тал. пед. ин–т, 1983, с. 191—193.

Головаха Ε. И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути личности: техника «каузометрии». — В кн.. Мотивация личности. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1982а, с. 99—108.

Головаха Є. І., Кронік О. О. П сихологічний час і життєвий шлях особи. — Філос. думка, 1983, № 1, с 59—61.

Головаха Е. И., Кроник А. А. П ути организации психологической службы по вопросам формирования жизненной перспективы личности. — В кн.: Актуальные вопросы организации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1982б, с. 119—121.

Гончаров И. А. О бломов. — M.: Худож. лит., 1963. —527 с.

Горький М. Часы. — Собр. соч.: В 30–ти т. М.: Гослитиздат, 1949, т. 2, с. 426—430.

Гранин Д. А. К артина. — Новый мир, 1980, № 2, с. 85—176.

Гранин Д. А. В ыбор цели. — Л.: Сов. писатель, 1975. — 344 с.

Гримак Л. П. М оделирование состояний человека в гипнозе. — М.: Наука, 1978. — 272 с.

Грузенберг С. О. Г ений и творчество. Л.: Изд–во П. П. Сойкина, 1924. — 254 с.

Грушин Б. А. О черки логики исторического исследования. — М.: Высш. шк., 1961. — 214 с.

Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. — М.: Прогресс, 1969. — 590 с.

Гумилев Л. Н. П оиски вымышленного царства. — М.: Наука, 1970. — 431 с.

Гуревич А. Я. О б исторической закономерности. — В кн.: Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969, с. 51—79.

Гуревич А. Я. П редставления о времени в средневековой Европе. — В кн.: История и психология. М.: Наука, 1971, с. 159—198.

Гуревич А. Я. К атегории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. —318 с.

Гюйо М. Происхождение идеи времени. — Спб.: Знание, 1899. — 372 с.

Джемс У. Психология. — 5–е изд. — Спб.: Риккер, 1905. — 408 с.

Дильтей В. Понимающая психология. — В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980, с. 258—285.

Достоевский Ф. М. И диот. — М.: Правда, 1982. — 368 с. — (Собр. соч.: В 12–ти т.; т. 6).

Дуэль И. И. К аждой гранью! — М.: Знание, 1981. — 192 с.

Дхаммапада. — М.: Наука, 1960. — 160 с. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1975 г. — Л.: Наука, 1977. — 270 с.

Елизарьев Э. А. В ремя общества. Философский и социально–экономический аспект. — Новосибирск: Наука, 1969. — 192 с.

Есипчук H. M. Историческая реальность как предмет познания. — Киев: Наук. думка, 1978. — 143 с.

Есперсен О. Философия грамматики. — М.: Изд–во иностр. лит., 1958. — 404 с.

Жане П. Эволюция памяти и понятие времени. — В кн.: Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М.: Изд–во Моск. ун–та, 1979, с. 85—92.

Жаров А. М. П роблема времени, структура становления и неопределенность. — Вопр. философии, 1980, № 1, с. 88—98.

Зборовский Г. Е. П ространство и время как формы социального бытия. — Свердловск.: Юрид. ин–т, 1974. — 222 с.

Зейгарник Б. Ф. Т еория личности К. Левина. — М.: Изд–во Моск. ун–та, 1981. —117 с.

Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. П роблема объективного метода в психологии. — Вопр. философии, 1977, № 7, с. 109—121.

Иванов В. В. К атегория времени в искусстве и культуре XX века. — В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974, с. 39—67.

Иванов В. П. Ч еловеческая деятельность — познание — искусство. — Киев: Наук. думка, 1977. — 251 с.

Каган М. С. В ремя как философская проблема. — Вопр. философии, 1982, № 10, с. 117—124.

Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба. — Соч.: В 6–ти т. М.: Мысль, 1963, т. 1, с. 115—262.

Кант И. Критика чистого разума. — Соч.: В 6–ти т. М.: Мысль, 1964 т. 3, с. 69—799.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — Соч.: В 6–ти т. М.: Мысль, 1966, т. 6, с. 335—588.

Капустина Н. Е. Т еория и практика маркетинга в США. — М.: Экономика, 1981. — 160 с.

Катинас Г. С. Моисеева Н. И. Б иологические ритмы и их адаптационная динамика. — В кн.: Экологическая физиология человека: адаптация человека к различным климато–географическим условиям. Л.: Наука, 1980, с. 468—515.

Клименко А. П. С уществительные со значением времени в современном русском языке: Автореф. дис….канд. филол. наук. — Минск, 1965. — 19 с.

Ковалев В. И. П сихологические особенности личностной организации времени жизни: Автореф. дис….канд. психол. наук. — М., 1979. — 25 с.

Кон И. С. О ткрытие «Я». — М.: Политиздат, 1978а. — 367 с.

Кон И. С. В озрастные категории в науках о человеке и обществе. — Социол. исслед., 1978б, № 3, с. 76—86.

Коробейникова Л. М. В осприятие времени в зависимости от сложности деятельности. — В кн.: Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика, 1972, с. 225—236.

Косыгин Ю. Α., Сомин Ю. С., Соловьев В. А. Ф илософские проблемы геологического времени. — Вопр. философии, 1974, № 2, с. 96—104.

Кримський С. Б. К ультурно–історичні передумови функціонування категорії абсолютного. — Філос. думка, 1980, № 4, с 45—54.

Кроник А. А. К вопросу о диагностике «психологического возраста» личности. — В кн.: Психолого–педагогические аспекты формирования личности в учебно–воспитательном процессе. Киев: НИИ психологии МП УССР, 1981, с. 15—16.

Кроник Α. Α., Головаха Е. И. П сихологический возраст личности. — Психол. журн., 1983, № 5, с. 57—65.

Крупник И. И. С труктурно–генеалогическое изучение абхазского долгожительства. — В кн.: Феномен долгожительства. М.: Наука, 1982, с. 59—68.

Леви–Стросс К. Из книги «Мифологичные. I. Сырое и вареное». — В кн.: Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972, с. 25—49.

Левин К. Определение понятия «поле в данный момент». — В кн.: Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. Начало 10–х — середина 30–х годов XX в. М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980, с. 131—145.

Лисенкова В. П. О б индивидуально–типических особенностях оценки, отмеривания и воспроизведения времени человеком. — Вопр. философии и психологии, 1968, вып. II, с. 139—144.

Лихачев Д. С. П оэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. — 358 с.

Логинова Н. А. Б иографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дис…. канд. психол. наук. — Л., 1975. — 18 с.

Логинова Н. А. Р азвитие личности и ее жизненный путь. — В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978, с. 156—172.

Лой А. Н. С оциально–историческое содержание категорий «время» и «пространство». — Киев: Наук. думка, 1978. — 135 с.

Лосев А. Ф. А нтичная философия истории. — M.: Наука, 1977. —206 с.

Манн X., Зайглер М., Осмонд X. «Типы личности» конфликтуют… — Лит. газ., 1977, 3 авг., с. 13.

Мардер Л. Парадокс часов. — М.: Мир, 1974. —223 с.

Маслиева О. В. С тановление категории причинности. — Л.: Наука, 1980. — 105 с.

Маслова Η. Ф. Категория времени и процесс формирования личности в коллективе. — В кн.: Психолого–педагогические проблемы коллектива и личности. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1978, с. 37—45.

Моисеева Η И., Сысуев В. М. В ременная среда и биологические ритмы. — Л.: Наука, 1981. — 127 с.

Молчанов Ю. Б. П ричинность и детерминизм. — В кн.: Современный детерминизм и наука. Новосибирск: Наука, 1975, т. 1, с. 100—137.

Молчанов Ю. Б. Р азвитие и время. — Вопр. философии, 1979, № 12, с. 61–72.

Монтень М. Опыты. — М.: Наука, 1979. — Τ 1,2.

Мостепаненко А. М. Х роногеометрия и причинная теория времени. — Вопр. философии, 1969, № 9, с. 56—66.

Мостепаненко А. М. П ространство и время в макро-, мега- и микромире. — М.: Политиздат, 1974. — 240 с.

Налимов В. В. В ероятностная модель языка. — М.: Наука, 1979. — 303 с.

Орлов А. Б. Р азвитие склонности и «временная перспектива» личности. — В кн.: Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1978, с. 6—9.

Островский И. А. К ак закалялась сталь. М.: Худож. лит., 1967 (Б‑ка Всемир. лит. Сер. 3; Т. 194), с. 419—748.

Палей И. М., Магун В. С. П сихологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов. — В кн.: Социальная психология. Л.: Изд–во Ленингр. ун–та, 1979, с. 90—106.

Панина Н. В. С оциальный статус и стиль жизни личности. — В кн.: Стиль жизни личности. Киев: Наук. думка, 1982, с. 286—306.

Паниотто В. И. М етод множественных сравнений. — Социол. исслед., 1980, № 1, с. 140—149.

Перминов В. В. П роблема причинности в философии и естествознании. — М.: Изд–во Моск. ун–та, 1979. — 223 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение. 1969. —659 с.

Плутарх. Серторий. — Вестн. древн. истории, 1939, № 2, с. 301—316.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — М.: Мысль, 1974. — 487 с.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). —Л.: Изд–во Ленингр. ун–та, 1976. — 248 с.

Психологическая диагностика. — М.: Педагогика, 1981. — 232 с.

Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1977 512 с.

Райков В. Л. П сихические резервы личности в гипнозе. — В кн.: II Междунар. коллоквиум по соц. психологии. Тбилиси: Тбил. ун–т, 1970, с. 224—227.

Рейхенбах Г. Направление времени. — М.: Изд–во иностр. лит., 1962. — 396 с.

Рерих Н. К. И з литературного наследия. М.: Изобраз. искусство, 1974. —536 с.

Рерих Н. К. И збранное. — М.: Сов. Россия, 1979. — 384 с.

Роменець В. А. Історія психології. — К.: Вища школа, 1978. —440 с.

Рубинштейн С. Л. О сновы общей психологии. — М.. Учпедгиз, 1946. — 704 с.

Рубинштейн С. Л. Ч еловек и мир. — В кн.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, с. 255—385.

Рубинштейн С. Я. И спользование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности. — В кн.: Экспериментальные исследования в патопсихологии. М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1976, с. 245—253.

Рыбников Н. А. А втобиографии как психологические документы. Психология, 1930, 3, вып. 4, с. 440—458.

Саганенко Г. И. С оциологическая информация: статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. — Л.: Наука, 1979. —142 с.

Скалигер Юлий Цезарь. Поэтика. — В кн.: Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980, с. 50—70.

Сноу Ч. Лакировка. — Новый мир, 1981, № 5, с. 148—185.

Соколова Е. Т. П роективные методы исследования личности. — Μ.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. — 176 с.

Сохань Л. В., Кириллова М. В. Ж изненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности. — В кн.: Стиль жизни личности. Киев: Наук. думка, 1982, с. 228—255.

Стеблин–Каменский М. И. М иф. — М.: Наука, 1976. — 104 с.

Сэв Л. Марксизм и теория личности. — М.: Прогресс, 1972. —582 с.

Тихомиров О. К., Райков В. Л., Березанская Н. А. О б одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности. — В кн.: Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975, с. 143—204.

Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. — В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978, с. 173—196.

Трауготт Η. Η. Физиологический анализ изменений процессов познания в старческом возрасте. — В кн.: 9–й Междунар. конгр. геронтологов 2—7 июля 1972 г. Киев. Киев: Ин–т геронтологии АН СССР, 1972, т. 2, с. 310—312.

Трубников Η. Η. Проблема времени в свете философского мировоззрения. — Вопр. философии, 1978, № 2, с. 111—121.

Туви Д. Мой народ Камби. — Вокруг света, 1980, № 5, с. 26—30.

Тугаринов В. П. П рирода, цивилизация, человек. — Л.: Изд–во Ленингр. ун–та, 1978. — 128 с.

Уитроу Дж. Естественная философия времени. — М.: Прогресс, 1964. — 431 с.

Украинцев Б. С. С амоуправляемые системы и причинность. — М.: Мысль, 1972. —254 с.

Урланис Б. Ц. И стория одного поколения. — М.: Мысль, 1968. —269 с.

Урланис Б. Ц. Э волюция продолжительности жизни. — М.: Статистика, 1978. —309 с.

Ушаков Д. Н. Т олковый словарь русского языка. — М.: ОГИЗ, 1935. — Т. 1. 1565 с.

Фрейденберг О. М. М иф и литература древности. — М.: Наука, 1978. — 605 с.

Фресс П. Восприятие и оценка времени. — В кн.: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1978, вып. 6, с. 88— 135.

Харвей Д. Научное объяснение в географии. — М.: Прогресс, 1974. — 504 с.

Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. — 4–е, изд. — Будапешт: Изд–во АН Венгрии, 1981. — 286 с.

Харчев А. Г. Б рак и семья в СССР. — М.: Мысль, 1980. —367 с.

Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. — М.: Финансы и статистика, 1981. — 255 с.

Хемингуэй Э. По ком звонит колокол. — М.: Худож. лит., 1968. — 752 с. (Собр. соч.:В 4–х т.; Т. 3). Цвейг С, Мария Стюарт. — М.: Изд–во иностр. лит., 1960. — 400 с.

Чехов А. П. И ванов —Соч. в 30–ти т. М.: Наука, 1978, т. 11, с. 219— 292.

Чехов А. П. З аписная книжка I. — Соч. в 30–ти т. М.: Наука, 1980, т. 17, с. 7—106.

Чудновский В. Э. О временном аспекте гармонического развития личности. — В кн.: Психолого–педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1980, с. 60–67.

Чуприкова Н. И., Митина Л. М. Т еоретические, методические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени. — Вопр. психологии, 1979; № 3, с. 16—24.

Шагинян М. С. Ч еловек и время: История человеч. становления. — М.: Худож. лит., 1980. —717 с.

Шихирев П. Н. С овременная социальная психология США. — М.: Наука, 1979. — 230 с.

Шляхтин Г. С. Р азличение порядка и одновременности двух стимулов. — В кн.: Психофизические исследования. М.: Наука, 1977, с. 227—246.

Шолохов М. А. С удьба человека. — Собр. соч.: В 9–ти т. М.: Худож. лит., 1969, т. 8, с. 25—58.

Шрейдер Ю. А. С ложные системы и космологические принципы. — В кн.: Системные исследования, 1975. М.: Наука, 1976, с. 149—171.

Элькин Д. Г. В осприятие времени — М.: АПН РСФСР, 1961. —311 с.

Элькин Д. Г., Козина Т. М. О тсчет времени в состоянии сна и гипноза. — В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978, т. 2, с 136—140.

Эткинд А. М. Ц ветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. — В кн.: Социально–психологические исследования в психоневрологии. Л.: Ленингр. и психоневрол. ин–т, 1980, с. 110—114.

Эфендиева Н. М. П роблема времени в философии С. Кьеркегора. — Вопр. философии, 1980, № 5, с. 152—164.

Яковлев В. П. С оциальное время. — Ростов н/Д.: Изд–во Рост. ун–та, 1980. — 158 с.

Ярошевский М. Г. И стория психологии. — М.: Мысль, 1976. — 463 с.

Яценко А. И. Ц елеполагание и идеалы. — Киев: Наук. думка, 1977. — 275 с.

Albert S. Time, memory, and affect: experimental studies of the subjective past. — In: Study of time III, / Ed. by J. T. Frazer et al. New York: Springer — Verlag, New York Inc., 1978, p. 269—290.

Back K. W. M etaphors as test of personal philosophy of aging. — In: Normal aging II. Reports from the Duke Longitudinal Studies, 1970— 1973 / Ed. by E. Palmore. Durham (N. C.): Duke Univ. press, 1974, p. 201—207.

Back K. W., Bourque L. B. T he life graphs: aging and cohort effect. — J. Gerontol., 1970, 25, N 3, p. 249—255.

Back K. W., Morris J. D. P erception of self and the study of whole lifes. — In: Normal aging II. Reports from the Duke Longitudinal Studies, 1970—1973 / Ed. by E. Palmore. Durham: Duke Univ. press, 1974, p. 216—221.

Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. — Göttingen: Hogrefe, 1959. — 181 s.

Cohen J. Humanistic psychology. — London: George Allen and Unwin LTD. 1958. —206 p.

Cohen J. Psychological time. — Sci. Amer., 1964, 211, Ν 5, p. 116—124.

Cottle T. J. P erceiving time: a psychological study with men and women. — New York: Willey, 1976. — 267 p.

Cottle T. J. Klineberg S. L. T he present of things future. — New York: The Free Press, 1974. —290 p.

Doob L. W. P atterning of time. — New Haven; London: Jale Univ. press, 1971. —472 p.

Dukes W. F. N = 1. — Psych. Bull. 1965, 64, N 1, p. 74—79.

Elton L., Messel H. Time and man. — Oxford etc.: Pergamon, 1978. — 114 p.

Fraisse P. Psychologie du temps. — Paris: Pres. Univ. France, 1957. — 326 p.

Frank L. K. T ime perspectives. — J. Soc. Phil., 1939, 4, p. 293—312.

Fraser J. T. T he individual and society. — In: Study of time III / Ed. By J. T. Fraser et al. New York: Springer, New York Inc., 1978. p. 419—442.

Goldstone S., Boardman W. К., Lhamon W. T., Fason F. L., Jernigan C. Sociometric status and apparent duration. — J. Soc. Psychol., 1963, 61, p. 303—310.

Jung C. G. O n synchronicity. — In: Man and time / Ed. by J. Campbell, London: Routledge and Kegan, 1958, vol. 3, p. 201—211.

Kalish R. A. D eath and dying in a social context. — In: Handbook of aging and the social sciences / Ed. by R. H. Binstock, E. Shanas, New York: Litton Educ. publ., 1976, p. 483—507.

Kastenbaum R. On the meaning of time in later life. — J. Genet. Psychol., 1966, 109, N 1, p. 9—25.

Kelly H. H. T he processes of causal attribution. — Amer. Psychol., 1973, N 2, February, p. 107—128.

Kluckhohn F. R. D ominant and variant value orientations. — In: Kluckhohn C., Murray Η. Α., Sneider D. M. (eds.), Personality in Nature, Society and Culture. N. Y. Alfred A. Knopf, Inc. 1954, p. 342—357.

Knapp R. H. A study of the metaphor. — Journal of Projective Techniques, 1960, 24, p. 389—395.

Knapp R. H., Gurbutt J. T. T ime imagery and the achievement motive. — J. Pers. Soc. Psychol., 1958, 28, p. 426—434.

Levine R. V., West L. J., Reis H. T. P erception of time and punctuality in the United States and Brasil. — J. Personal. and Soc. Psychol., 1980, 38, N 4, p. 541—550.

Lewin К. Field theory in social science. — New York: Harper & Row, 1964. —346 p.

Lowin Α., Hottes J., Sandler В., Bornstein M. The pace of life and sensitivity to time in urban and rural settings: a preliminary study. — J. Soc. Psychol., 1971, 83, N 2, p. 247—253.

Miller D. T., Porter C. A. E ffects of temporal perspective on the attribution process, — J. Pers. Soc. Psychol., 1980, 39, N 4, p. 532—541.

Natelson B. H., Haupt Ε.]., Fletcher Ε. J. Temporal orientation and education. — Arch. Neurol., 1979, 36, July, p. 444—446.

Neugarten В. L., Hagestad G. О. Age and the life course. — In: Handbook of aging and the social sciences / Ed. by R. H. Binstock, E. Shanas. New York: Litten Edu. publ., 1976, p. 35—55.

Nuttin J. Motivation et Perspectives d'Avenir. Leuven: Studia Psychol., 1980. —290 p.

Ornstein R. E. O n the experience of time. — London: Pinguin, 1970.

Piaget J. Time perception in children. — In: The voices of time: Ed. By J. T. Fraser, New York: Braziller, 1966, p. 202—216.

Quispel G. Time and history in Patristic Christianity. — In: Man and Time / Ed. by J. Campbell, London: Routledge and Kegan, 1958, vol. 3, p. 85—107.

Rabin A. I. F uture Time perspective and ego strength. — In: The study of time III. New York: Springer‑Verlag New York Inc., 1978, p. 294.

Sande O. Future consciousness. — J. Peace Res., Oslo, 1972, N 3, p. 271—278.

Schachter S., Gross L. P. M anipulated time and eating behavior. — Soc. Psychol., 1968, 10, N 1, p. 98–106.

Socialization and the life cycle / Ed. by P. tin's press, 1979. — 411 p.

Wallach Μ. Α., Green L. R. O n age and the subjective speed of time. — J. Gerontol, 1961, 16, N 1, p. 71—74.

Weinstein N. D. U nrealistic optimism about future life events. — J. Pers. Soc. Psychol, 1980, 39, N 5, p. 806—820.

Zwart P. J. A bout time: a philosophical inquiry into the origin and nature of time. — New York: Amer. Elsevier, 1976. —266 p.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: