Психологический возраст как мера реализованности психологического времени личности

Реализованность психологического времени определяется соотношением психологического прошлого, настоящего и будущего. Единицы измерения реализованности полностью производны от понимания сущности психологического времени, единиц его анализа и измерения. Здесь сразу же становится очевидной невозможность сведения психологического времени и, в частности, психологического прошлого личности к чисто хронологическим единицам. Это становится тем более явным, чем значительнее личность, чем более весомый вклад в историю и культуру она вносит. Это часто отмечают создатели биографий выдающихся исторических личностей. Так, один из биографов. В. И. Вернадского пишет: «Измерять длительность человеческой жизни годами, все равно, что книгу — страницами, живописное полотно — квадратными метрами, скульптуру — килограммами. Тут счет другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное» [Баландин, 1979, 29 ].

Однако и чисто событийные единицы не всегда оказываются адекватными для измерения реализованности психологического времени. Жизнь наполнена событиями от первого й до последнего вздоха, и потому подсчет числа событий ненамного будет отличаться от подсчета прожитых лет. Лишь принимая во внимание значимость событий для самой личности, мы сможем вплотную приблизиться к возможности измерения реализованности ее психологического времени. Тогда‑то психологическое время и предстанет в собственном облике, не смешиваясь ни с хронологическим, пи с каким‑либо иным. «В жизни человека внешнее и внутреннее время лишь условно совпадают; единственно полнота переживаний служит мерилом душе; по–своему, не как равнодушный календарь, отсчитывает она изнутри череду уходящих часов… Вот почему в прожитой жизни идут в счет лишь напряженные, волнующие мгновения, вот почему единственно в них и через них поддается она верному описанию» [Цвейг, 1960, 22 ]. Таким образом, адекватные единицы измерения реализованности психологического времени могут быть найдены лишь при учете значимости событий для личности.

На языке причинно–целевой концепции личная значимость события — это степень его включенности в межсобытийную сеть. Как было показано в предыдущих главах, единицей измерения значимости выступает причинная или целевая связь данного события с другими событиями жизни, а мерой реализованности события — удельный вес реализованных связей в поле данного события. Теперь же, говоря о реализованности психологического времени, мы перейдем от анализа отдельных событий на более высокий уровень — анализ целостной субъективной картины жизненного пути личности. Здесь межсобытийная связь предстает не только единицей значимости и реализованности события, но и единицей психологического времени в масштабах всей жизни, подобно тому как секунды и минуты являются единицами хронологического времени. Но в отличие от последних межсобытийная связь становится единицей времени, лишь будучи отраженной в человеческой психике. Именно в этом смысле «время — это мы сами… Каждый из нас, маленькие Хроносы, живем сделанным, созданным, почувствованным, переживаемым, а не часами и годами» [Шагинян, 1980, 371 ].

Три типа единиц психологического времени — реализованные, актуальные и потенциальные связи — лежат в основе формирования психологического прошлого, настоящего и будущего личности. Так, если бы мы смогли учесть все представленные в психике человека межсобытийные связи, то тем самым мы определили бы общую насыщенность его психологического времени. При этом сумма реализованных связей соответствовала бы насыщенности его психологического прошлого, сумма актуальных связей — насыщенности настоящего, а потенциальных — будущего. Реализованность психологического времени была бы равна удельному весу реализованных связей в сумме всех межсобытийных связей, то есть являлась бы относительной мерой психологического прошлого.

Переходя теперь с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который в отличие от хронологического, биологического и социального может быть назван психологическим возрастом личности. Прежде чем рассмотреть его подробнее, необходимо сделать некоторые замечания.

Понятие «психологический возраст», как указывалось, нередко упоминается в научной литературе. Однако чаще всего оно ассоциируется с возрастом психических или психофизиологических функций, наиболее ярким примером чего является «интеллектуальный возраст», определяемый путем сравнения результатов решения человеком различных тестов со средними результатами в данной возрастной (хронологической) группе. Такое понимание возраста, несмотря на свою распространенность, представляется теоретически некорректным. Дело в том, что понятие возраста имеет вполне определенную временную нагрузку, являясь характеристикой длительности существования той или иной системы [Аскин, 1966, 88; Ананьев, 1980, 186] и выступая по существу мерой ее прошлого. Поэтому понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Применительно к хронологическому возрасту дело обстоит просто. Так, когда речь идет о возрасте в 30 лет, то это значит лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот же интеллектуальный возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст — совершенно непонятно. Этот «возраст», точно так же, как и любой другой «функциональный возраст», есть лишь статистическая характеристика положения индивида в общем выборочном распределении, но отнюдь не его временная характеристика. Использование понятия возраста теоретически оправдано лишь в том случае, если оно носит именно временной смысл с возможностью измерения соответствующих ему единиц времени.

Что же касается вводимого нами понятия «психологический возраст личности», то этот возраст — мера психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст — мера его хронологического прошлого. Специфические особенности психологического возраста таковы. Во–первых, психологический возраст — это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Во–вторых, психологический возраст принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В–третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Указанным характеристикам можно найти немало жизненных иллюстраций. Не останавливаясь на них, перейдем к описанию возможных способов диагностики реализованности психологического времени и психологического возраста личности.

1. Каузометрические показатели. Рассмотрим конкретный пример. Пусть, выделив 15 наиболее важных событий своей жизни и указав их даты, респондент провел причинный и целевой анализ межсобытийных отношений, результаты которого представлены в следующей каузоматрице (табл. 16). В каузоматрице цифрой 1 обозначены указанные респондентом причинные и целевые связи. Зная дату опроса — между 11 и 12 событиями — нетрудно определить, к какому типу принадлежит каждая связь. Реализованные связи указаны в левом верхнем прямоугольнике каузоматрицы, где содержатся элементы, соответствующие отношениям событий хронологического прошлого (1—11). Всего имеется 10 реализованных связей.

Таблица 16. Пример каузоматрицы для расчета показателя реализованности психологического времени


  События–следствия                                
События–цели                                   События–причины                                                                                        
                                  События–средства                                                                                          

В правом нижнем прямоугольнике указано 6 потенциальных связей между событиями хронологического будущего (12—15). Актуальные связи содержатся в правом верхнем и левом нижнем прямоугольниках каузоматрицы, всего таких связей 14. Зная число разных типов связей, рассчитываем степень реализованности психологического времени (R) данного человека:

где r, а, р — количество реализованных, актуальных, потенциальных связей.

Таким образом, психологическое время у данного человека реализовано на 1/3. Каузометрический показатель диагностирует глубинные слои психологического времени, которые далеко не всегда могут адекватно осознаваться самой личностью[28]. Более осознаваемые уровни реализованности можно диагностировать с помощью ряда оперативных методик.

2. Оценивание пятилетних интервалов. Опрашиваемый должен оценить каждый пятилетний интервал всей своей жизни по степени насыщенности значимыми событиями (по 10–балльной шкале). Показатель реализованности определяется через соотношение суммарной степени насыщенности прожитой жизни к ожидаемой личностью степени насыщенности событиями жизни в целом.

Например, опрашиваемому 35 лет, считает, что проживет 65 лет. Оценка насыщенности пятилетий приведена в табл. 17. Суммарная насыщенность первых семи пятилетий (до 35 лет) равна 48 баллам, насыщенность всей жизни — 77 баллам, реализованность равна 62% (48/77).

3. Дихотомическое шкалирование жизненного пути. Опрашиваемый мысленно представляет себе основные события своей прошлой, настоящей и предполагаемой будущей жизни. После этого он должен разделить всю свою жизнь на две субъективно равноценные половины (по значимости и насыщенности) и найти то событие, которое является как бы вехой, отделяющей первую половину жизни от второй (это событие может уже произойти, а может лишь ожидаться в будущем). Данному событию соответствует точка 1/2 на субъективной шкале времени жизни. Аналогичным образом опрашиваемый делит пополам первую и вторую половины жизни, а полученные интервалы затем еще раз делит пополам. В итоге мы получаем от опрашиваемого 7 значимых событий его жизни, которым соответствуют точки 1/8, 2/8, 3/8, 4/8, 5/8, 6/8, 7/8 субъективной шкалы времени жизни от рождения (точка 0) до смерти (точка 1,0). Опрашиваемый может формулировать эти события в явном виде, а может лишь обозначить их условными терминами или символами, сохранив содержание в тайне. Каждому из названных событий опрашиваемый подбирает дату, когда оно произошло или предположительно произойдет [Кроник, 1981].

Таблица 17. Пример оценивания насыщенности пятилетних интервалов

Годы жизни Степень насыщенности значимыми событиями                    
До 5 лет         ´            
6—10         ´            
11—15           ´          
16—20             ´        
21—25                   ´  
26—30                   ´  
31—35         ´            
36—40           ´          
41—45           ´          
46—50         ´            
51—55         ´            
56—60       ´              
61—65     ´                

На базе полученных данных (точка субъективной шкалы, дата события) вычисляется степень реализованности психологического времени. В простейшем случае, если опрашиваемый в качестве первого события (точка 1/2) назвал «сегодня» или «эксперимент», то реализованность равна 50 %. Если же «сегодняшнее» событие названо не было, то оно локализуется на шкале психологического времени с помощью метода графической интерполяции между двумя ближайшими из указанных событиями. Точка локализации соответствует реализованности психологического времени. Для примера проанализируем протокол дихотомического шкалирования (табл. 18), полученный в ходе опроса одного из респондентов (возраст — 35 лет, всего ожидает прожить 75 лет). В качестве события, разделяющего жизнь пополам, он назвал «40–летие сознательной жизни (от первого воспоминания)». Затем указал события «университет» и «внук», которые, по его мнению, делят пополам соответственно первую (от рождения до «40–летия») и вторую (от «40–летия» до смерти) половины его жизни. Образовавшиеся интервалы в свою очередь были разделены пополам следующими событиями: «армия» (1/8), «дом» (3/8), «книга» (5/8), «пенсия» (7/8). После датировки всех событий оказалось, что ближайшими к опросу (1981, III) событиями являются «университет» и «дом», которым соответствуют точки 2/8 и 3/8 на шкале реализованности. Следовательно, к моменту опроса степень реализованности психологического времени находится в пределах от 25 до 37,5 %. Чтобы определить ее более точно, представим результаты опроса в форме индивидуального графика (рис. 18), который показывает зависимость реализованности от реального или предполагаемого возраста респондента при осуществлении различных событий. На рисунке показано, как, основываясь на форме этой зависимости и зная возраст респондента в момент опроса t, можно графически определить степень реализованности его психологического времени R. Для этого из точки t нужно поднять перпендикуляр до пересечения с прямой, соединяющей два ближайших к опросу события, и определить соответствующее точке пересечения значение R. В рассматриваемом примере реализованность равна 34 %.

Таблица 18. Пример дихотомического шкалирования жизненного пути

Реализованность психологического времени События жизни Возраст опрашиваемого в годах Название Дата
7/8 «Пенсия» 2006, осень    
6/8 «Внук»      
5/8 «Книга»      
4/8 «40–летие» 1990, IX    
3/8 «Дом» 1985, лето    
2/8 «Университет» 1969, IX    
1/8 «Армия» 1965, XI    

4. Самооценка реализованности. Этот способ диагностики наиболее простой. Он выявляет осознаваемую личностью оценку своей реализованности с помощью уже упоминаемого выше вопроса: «Если все событийное содержание Вашей жизни (Вашего прошлого, настоящего, будущего) условно принять за 100 %, то какой процент этого содержания реализован Вами к сегодняшнему дню?»

Описанные четыре методики определяют реализованность психологического времени личности на разных уровнях его осознания. Поэтому результаты, полученные при использовании разных методик, не обязательно должны полностью совпасть друг с другом. Вместе с тем они должны быть и достаточно близки, поскольку измеряют один и тот же психологический феномен. В табл. 19 приведены коэффициенты корреляции, показателей реализованности, полученные нами при валидизации этих методик на выборке 30 человек. Последовательность–применения методик была следующей: вначале проводился каузометрический опрос, затем — оценивание пятилетних интервалов, после него — дихотомическое шкалирование и, наконец, — самооценка реализованности.

Рис. 18. Пример графического представления результатов дихотомического шкалирования жизненного пути:

t — возраст опрашиваемого в момент опроса, R — реализованность психологического времени опрашиваемого в момент опроса.

Как видим, разные методики дают достаточно согласованные результаты. Отметим наличие значимых корреляций каузометрического показателя реализованности со всеми остальными. Это свидетельствует о том, что в основе переживания реализованности действительно лежат временные характеристики субъективной структуры межсобытийных отношений. Привлекает внимание "и достаточно высокая согласованность осознанных самооценок с показателями менее осознаваемых уровней. Это не значит, однако, что самооценкам реализованности можно всегда полностью доверять, не прибегая к их дополнительному контролю. Дело в том, что в нашем исследовании человек оценивал свою реализованность после длительного и тщательного анализа своей жизни, что могло обусловить высокие коэффициенты корреляции осознаваемых и неосознаваемых оценок. Если же самооценке не предшествует предварительный самоанализ, то она может оказаться и неадекватной.

Таблица 19. Коэффициенты линейной корреляции показателей реализованности психологического времени

Методика Каузометрический опрос Оценивание пятилетних интервалов Дихотомическое шкалирование Самооценка реализованности
Каузометрический опрос 0,64 ** 0,42 * 0,66 **
Оценивание пятилетних интервалов 0,61 ** 0,87 **
Дихотомическое шкалирование 0,66**

* — p < 0,05; ** — p < 0,01.

На основе каждой из четырех методик помимо показателей реализованности могут быть определены показатели психологического возраста личности. Для этого необходимо выяснить ожидаемую личностью продолжительность ее жизни, задав соответствующий вопрос: «Как Вы думаете, сколько лет Вы вероятнее всего проживете?» Показатель психологического возраста будет равен:

Например, если у человека, ожидающего прожить 75 лет, реализованность психологического времени по той или иной методике оказалась равной 33 %, то его психологический возраст можно найти таким образом: 75x0,33=25 лет. Психологический возраст будет тем выше, чем меньше человек ожидает прожить, и чем более реализовалось его психологическое время.

В табл. 20 приведены коэффициенты корреляции показателей психологического возраста, вычисленных на базе разных методик, с прямой самооценкой возраста в условиях мысленного эксперимента.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что с самооценкой возраста коррелируют лишь более осознанные показатели психологического возраста. Что же касается наиболее глубинного — каузометрического показателя, то он весьма слабо коррелирует с самооценкой возраста. Учитывая тесные связи показателей психологического возраста друг с другом, вместе с тем можно предполагать, что влияние «каузометрического» возраста все же имеется, но оно; опосредовано процессами осознания. И лишь осознанная оценка психологического возраста является фактором формирования самооценки возраста в целом.

Таблица 20. Коэффициенты линейной корреляции показателей психологического возраста с самооценкой возраста

Методика Психологический возраст Каузометрический опрос Оценивание пятилетних интервалов Дихотомическое шкалирование Самооценка реализованности
Прямая самооценка возраста 0,29 0,54 ** 0,51 ** 0,50 **  

** — p < 0,01

Методы измерения психологического возраста личности позволяют определить количественные показатели субъективной реализованности жизни, на основе которых возможна качественная интерпретация соотношения психологического и хронологического возраста. Если по данным измерений человек чувствует себя значительно моложе своего хронологического возраста, это свидетельствует о том, что его представления о будущем чрезмерно оптимистичны, поскольку его планы и ожидания рассчитаны на больший диапазон хронологического времени, чем тот, которым он располагает в действительности. И наоборот, когда психологический возраст значительно превышает хронологический, это свидетельствует о неоправданном пессимизме, так как годы и десятилетия будущего оказываются «пустыми», незаполненными планами, надеждами, стремлениями. Поэтому выведенные показатели, на наш взгляд, с одной стороны, могут найти применение в психологической диагностике таких личностных характеристик, как уровень оптимизма — пессимизма, а с другой — могут способствовать рациональному планированию личностью времени в биографическом масштабе, его освоению и содержательному использованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: