(МЕТОДИКА К.ЗАМФИР В МОДИФИКАЦИИ А.РЕАНА)
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации (см. раздел 3.1.).
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
ИНСТРУКЦИЯ
«Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале».
|
|
Форма 7.3
в очень незначительной мере | в достаточно незначительной мере | в небольшой, но и в немаленькой мере | в достаточно большой мере | в очень большой мере | |
1. Денежный заработок 2. Стремление к продвижению по работе 3. Стремление избежать критики со стороны руководи теля или коллег 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
ОБРАБОТКА
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной {ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2;
ВПМ = (оценка п, 1 + оценка п.2 = оценка п.5)/3;
ВОМ = (оценка п.З + оценка п.4)/2;
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:
ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ = ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
|
|
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.
ВМ | впм | вом | |
1. | |||
2. |
И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу
ВОМ > ВПМ > ВМ
Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая,
r =- -0,585).
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 7.
Борисова Е. М., Гуревич К. Ы. Психологическая диагностика в школьной профориентации//Вопросы психологии. 1988. № 1.
Голомшток А., Мешковская О. Анкета интересов // Воспитание школьников 1967. № 1.
Грищенко Н. А., ГоловейЛ. А. Теоретические и методические проблемы профориентации//Психологический журнал. 1987. № 1.
Данч И, Изменение профессиональной установки молодых рабочих // Вопросы психологии. 1985. № 4.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984.
Климов Е. Л. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1985. №4.
Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //Вопросы психологии. 1985. № 1.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М,, 1984,
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990.
Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией //Вопросы психологии, 1988. № 1.
Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
Ядов В. А. Методология и техника социологического исследования. Тарту, 1969.