Развитие европейской психологии в IV-XI веках

тесная связь с религией. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, т.к. официальной наукой стало богословие. Выделяют 3 этапа. На этапе апологетики причиной между психологией и богословием была несовместимость знаний и веры. На этапе патристика – учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленных в античности. На этапе схоластика, предполагалось не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания. К традиционным психологическим проблемам исследований в средневековой науке относиться изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. В церковной психологии проводились исследования направленные на изучение способов манипуляции большой массы людей, приемов снижение психического напряжения. Августин Аврелия –ознаменовал переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считал душу орудием, которое правит телом и утверждал, что в основе лежит воля, а не разум.Все изменения, происходящее с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Воля – источник активности человека, которая даруется богом. Он ввел понятие о врожденной активности души как основе развития души. Важным моментом в работах ученого было и резкое осуждение насилия над ребенком. И.С. Эриуген отстаивал значение разума в своем трактате «О божественном предопределении» и доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение. Доказывал тот факт, что общее предшествует единичному, заложил основы дискуссии о происхождении универсалий. С его точки зрения «общее» предшествует вещам, то оно содержит их сущность. Предназначение. «Общее»-«душа». «Концепция развития человека», где связал 3 ступени развития, называя их разум. Рассудок и внутреннее чувство. П. Абеляр – теория концептуализма: вернул идею о значении слова и в нем необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука не пропадает, но сохраняется в мыслях людей. Концепт слова – есть сущность предмета и существовало до него в божественном уме как образец для реальности. Доказывал он, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Считал совесть – божественным даром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: