Генетическая психологии. Исследования Ж. Пиаже и Л. Кольберга

Генетич пс, основопол которой явл Пиаже, предусматривала изучение пс.деят-сти с позиций системно-структурного анализа. Используя системно-структурный анализ Пиаже подчеркивает, что, взятый сам по себе, он не может служить достаточным орудием научного объяснения какого-либо явления. Лишь исследуя условия появления и законы разв структур, можно объяснить их природу и закономерности функционирования. В результате Ж.Пиаже выдвигает положение о генетич методе как руководящем методологиче принципе пс исследования.Жан Пиаже занимался исследов.интеллекта с т.з.я структурно-генетического подхода. Свои исследования он построил на стыке нескольких пс. направлений: бихевиоризма (реакция была заменена операцией), гештальтпсихологии и учения П. Жане (у кот был позаимствован принцип интериоризации). Интеллектуальное разв ребенка, по Ж. Пиаже, осн.на разв. у него речи и мышления. Из этого был сделан вывод, что до определенного возраста рассуждения ребенка носят эгоцентрический хар-р, в то время как взрослый мыслит социально. Он выделял 4 основных стадии разв интеллекта.I.Сенсомоторная стадия (от рожд.до1,5–2).II. Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет).III.Стадия конкретных операций (с 7 до 11–12).IV. Стадия формальных операций (с 12 лет и до к.жизни).Каждая стадия имеет свою хар-ку и особенности.I ст – информация поступает через органы чувств («на ощупь»).II ст. по мере взросления ребенок нач говорить, основной символ–слово, кажд. предмет имеет свой признак (цвет, форма), появ. детский эгоцентризм.III ст– появ.Логич. мышление, появ способность классификации и обобщения.IV ст хар-ся некоторым прошлым опытом, на кот.чел. опирается, принятие решение становится логическим, формирование абстрактного мышления.Ж. Пиаже считал интеллект живой биологич.структурой, благодаря кот.чел способен воспринимать определенные знания на каждом этапе своего разв, это своего рода процесс приспособл. к внешнему миру. Кольберг Лоренс Один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории разв нравственности. Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окруж.мире, о нравствен.критериях, но и эмоц.разв, развитие половой идентификации связаны с познават.процессами. Выделил три ур разв нравственных суждений, каждый из кот состоит из двух стадий:1) доусловный ур, при кото дети оценивают действие исходя из его последствий; 2) ур традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка; 3) посттрадиционный ур; на нем люди обосновывают нравственные суждения принципами, которые сами создали и приняли. Отражая усвоенное детьми формальное, операциональное мышление, последний ур хар-ся большим сдвигом к абстрактным нравственным принципам. Смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формир логич.операций. На нравственное разв влияет как ур образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение.

44.Предмет, цель и методы межкультурных исследований. Подход к межкультурным исследованиям Д. Брунера. Реконструкции хода историч.разв чел мышления в прошлом способствуют межкультурные исследовани—область, получившая развитие в заруб пс нач с 50-х гг. Ее предметом являются исследование особенностей познавательной деятельности разных культур и народов Африки, Дальнего Севера (Аляски), индейских племен Южной Америки, находящихся на низкой ступени соц-эк разв. Целью была проверка универсальности гипотезы о восприятии,мышлении,памяти. В этих исследованиях представителям различ.культур предлагались тесты,составленные из задач, обычно решаемых американцами-горожанами в условиях их социальной и культурной жизни. При этом не учитывались особенности общественно-производственной практики, которая через систему предъявляемых ею требований к познавательной деятельности человека определяет формы его сознательной деятельности. На результат влияли также такие факторы, как ситуация тестирования, интерес к задаче. Так, в силу причин методологического характера межкультурные исследования привели к расистским выводам. В рамках межкультурных исследований развиваются и другие подходы к изучению познавательных процессов в условиях разных культур. Они направлены на выявление разнообразных социокультурных условий, детерминирующих мышление людей в различных обществах и позволяющих понять его особенности (Дж. Брунер, Г. Яхода, Д. Кэмпбелл, М. Коул, О. Клаинеберг и др.). Экспериментальные исследования по формированию понятий среди племени уолоф в Африке показали, что результаты, полученные у уолофских школьников, ближе к результатам школьников Бостона, чем одноплеменников, не получивших школьного образования. Эти и другие данные привели Брунера к выводу, что именно отсутствие интеллектуальной подготовки типа той, которую дети получают в школе, приводит к формированию интеллектуальной деятельности, адекватной для решения конкретных задач и неадекватной — для задач, требующих абстрактного мышления. Эти выводы- чрезвычайно близки к идеям, развиваемым советской психологией (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Тульвисте и др.), об определяющей роли деятельности в развитии познавательных процессов. Изучение психологических процессов в условиях разных культур является важным средством для решения проблем, связанных с пониманием изменений мышления — и психики в целом — в ходе исторического развития человеческого общества.

45.Причины возникновения и направленность когнитивной психологии. Теории У. Найссера и Г. Келли. возникла в сер 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития, против упрощенного подхода бихевиористов к обучению чел, кот не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.Когнит психология выросла из исследований необихевиористов, прежде всего Э. Ходена, и субъективного бихевиоризма Д. Миллера,Ю. Галантера в К.Прибрама, указавших на необходимость включения когнитивных компонентов в структуру поведения. Она развивала подход, основанный на представлении о чел.организме как системе занятой активными поисками сведений и переработкой инф. Улърих Наиссер вы­пустил книгу «Когнитив.пс», его наз «отцом когнит.пс». Найссер определил познание как процесс, при помощи кот входящие сенсор­ные сигналы подвергаются трансформации, редук­ции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. Книга «Познание и ре­альность»: обсудил тему экологической валидности пс экс­периментов. Он писал о том, что в совр. исследованиях когнитивных процессов обычно ис­пользуется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоя­тельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, кот приходится решать человеку в жизни, навело Найссера на мысль об «экологич инвалидно­сти» моделей соврем.экспериментов. Одно из осн понятий концеп­ции У. Найссера-понятие перцептивной схемы. Схема-внутр.стр-ра,ко­т.складывается у чел по мере накопления опыта и является средством избирательного извле­чения инф из внеш.мира;сама же структура изменяется под влиянием полученной информации. Найссер считал, что осн. позна­вательным процессом явл восприятие (пер­цепция), порождающее др виды психич активности (базовый тезис эмпирич пс). С т.з.биологии, схема-часть нервной системы с ее периферическим и центральным звеньями. У организма имеется много схем, связанных друг с другом сложным образом. Теории личностных конструктов Г. Келли. рассматривал чел.как исследователя, стремящегося понять и контролировать себя и окруж.мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении причин его поступков, так как ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего.Осн. постулат теории Келли гласит, что пс. деятельность опред.тем, как чел.прогнозирует (конструирует) будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, кот не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования-подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивид.конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: