Примечания. 1 в русских переводах Гоббса, в том числе и в издании на которое делается ссылка, слово “power” переведено как “могущество”

1 В русских переводах Гоббса, в том числе и в издании на которое делается ссылка, слово “power” переведено как “могущество”, а “authority” как “власть” что, на мой взгляд, совершенно неправомерно. Это вносит путаницу и создает дополнительные трудности для “русскоязычных” исследователей.

Вернуться к тексту

2 В отношении будущего общества между классиками существовали некоторые различия. Маркс (особенно ранний), писал о преодолении всех форм господства и подчинения – не только в политической сфере, но и в сфере трудовых отношений. Энгельс же считал, что отношения авторитета будут иметь место в любом обществе в силу того, что процесс труда связан с организацией и, следовательно, подчинением (Маркс и Энгельс, Т. 25, Ч. 1; Т. 18: 302–305).

Вернуться к тексту

3 Даль обычно употребляет термины “класть”, “контроль”, “влияние” и другие “властные термины” в качестве синонимов, хотя и допускает, что в ряде случаев различия между ними “являются необходимыми и полезными” (Dahl, 1969: 80). Поэтому он использует каузальную терминологий для объяснения всех “властных” терминов.

Вернуться к тексту

4 Анализ “диспозиционной” и “эпизодической” концепций власти будет сделан в пятой главе “Проблема актуального и потенциального”.

Вернуться к тексту

5 Термин “правление предвиденных реакций” (the rule of anticipated reactions) был впервые использован К.Фридрихом для объяснения тех случаев осуществления власти, где субъект действует в соответствии с предпочитаемыми намерениями субъекта, предвидя его реакции.

Вернуться к тексту

6 Некоторые исследователи не согласны с этим утверждением. Например, Д.Болдуин считает, что у Блау “обмен и власть – это отдельные и отличные друг от друга феномены; ни один из них не является разновидностью другого” (Baldwin, 1978: 1231).

Вернуться к тексту

7 Большой вклад в исследование видов власти был также сделан Б.Расселом, Х.Лассуэлом и Э.Кэплэном, Дж. Френчем и Б.Рэйвеном, Т.Парсонсом, Э. Де Креспини, П.Бэкрэком и М.Бэрэтцем, С.Льюксом, У.Коннолли и др.

Вернуться к тексту

8 Истон определяет власть как “авторитарное распределение ценностей” (Easton, 1953, 1965), Алмонд – как “интеграцию и адаптацию” на основе использования или угрозы использования более-менее легитимного физического принуждения” (Almond, 1964), Экстейн – через понятие “авторитет” (authority pattern) (Eckstein, 1973).

Вернуться к тексту

9 На русский язык слово ableness (крайне редко употребляемое в английском языке) нельзя перевести иначе как “способность”, т.е. аналогично слову ability Поэтому его перевод на русский язык как “конкретная способность” был сделан с учетом того смысла, в котором оно употребляется Моррисом.

Вернуться к тексту

10 Некоторые исследователи, например Б.Барнс (Barnes, 1988: 26), сочли поэтому возможным охарактеризовать подход Парсонса как “нормативный детерминизм”. Барнс ставит под сомнение столь всеобъемлющую роль норм, указывая на различные девиации, имеющие место в нормативном регулировании, и утверждая, что многие социальные действия (например, поведение панков или скинхедов) не проистекают из общественных нормативных структур и их нельзя объяснить лишь как нарушение функционирования системы ценностей.

Вернуться к тексту

11 Это ключевой пункт в аргументации Арендт. Однако ее рассуждение не столь убедительно, как это может показаться на первый взгляд: в некотором смысле между приказами полицейского и бандита действительно нет большой (никакой?) разницы; в обоих случаях мы имеем дело с приказом, а не с советом или предложением.

Вернуться к тексту

12 Арендт определяет авторитет как “беспрекословное признание [обязанности повиноваться] теми, кого просят повиноваться” (Аrendt, 1986: 65).

Вернуться к тексту

13 В отечественной социально-философской литературе глубокий анализ концепции М.Фуко был дан В.А.Подорогой (1989) и С.А.Королевым (1997).

Вернуться к тексту

14 Наиболее обстоятельный анализ концепций власти в западной социально-философской и политологической литературе содержится в работах С.Льюкса (Lukes, 1978) и С.Клэгга (Clegg, 1989).

Вернуться к тексту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: