Крупнейшим художником этого направления был Дионисий (30—40е годы ХV в. — между 1503—1508)

Искусство русского государства

Второй половины XV-XVI веков

В последней четверти ХV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву сводятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают совместно с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.

Москва в этот период — оплот русского православия. Это не могло не отразиться и на искусстве. Стоглавый собор I55I г. канонизировал многие иконографические схемы и композиции.

При Иване III идет перестройка Кремля. В 1485—1496 гг. Кремль, по существу, был возведен заново, сохраняя при этом план старой крепости.

Искусство не могло не отражать главных моментов русской истории. Поэтому, естественно, во многом развитие русской живописи второй половины XV—ХVI вв. определилось процессом создания единого государства.

В конце ХV века ведущую роль в искусстве еще играло рублевское направление.

Крупнейшим художником этого направления был Дионисий (30—40е годы ХV в. — между 1503—1508).

Этапы творчества:
* 1460-1470 - Ранний период творчества в Пафнутьево-Боровском монастыре.
* 1481-1482 - Создание иконостасов в Успенском соборе Московского Кремля и в соборе Углича, икона «Богоматерь Одигитрия».
* 1480-е - Создание фресок алтарной преграды Успенского собора.
* 1480-1490-е - Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре.
* 1500 - Икона Успенского собора Кремля «Успение», икона «Распятие» для Павло-Обнорского монастыря, житийные иконы «Митрополит Алексий» и «Митрополит Петр».
* 1502-1503 - Создание фресок в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничности, утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. В отличие от Рублева Дионисий был мирянином, видимо, знатного происхождения. Дионисий достиг славы при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва — третий Рим», — говорили в столице Руси. В русской истории слились воедино прошлое величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига. В такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия — его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски.

Крайне ограниченное число икон, бесспорно принадлежащих кисти мастера, дает конкретное представление о характере его живописи. Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера. Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о «пресловущих паче всех в таковом деле».

В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля.

Кисти Дионисия принадлежали житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и др. Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле.

Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.

С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Яркая праздничность и парадность его произведений, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.

В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону «Богоматерь Одигитрия», а в 1503 г. икону «Сошествие во ад»

Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.

Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и
Павло-Обнорского монастырей.
В частности, для последнего он написал «Распятие», которое помещалось в иконостасе собора.

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). В Ферапонтовом монастыре Дионисий работал не один, а с сыновьями и подмастерьями; впоследствии же он воспитал несколько учеников, которые продолжали творить в духе великого иконописца. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии - покровительницы Москвы и Московского государства. В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту. Не случайно в изображениях ни разу не встречается сцена смерти, Успения Богородицы. Ничто не омрачает праздничного настроения, создающегося прежде всего колористической гармонией нежных полутонов: в основном бирюзовых, бледно—зеленых, лиловатых, сиреневатых, светло—розовых, палевых, белых или темно—вишневых (последними обычно окрашен плащ Богородицы). Все это объединено ярко—лазурным фоном. Насыщенные светлые краски, свободная многофигурная композиция (Дионисий часто отходит от привычных композиционно—иконографических схем), узорные одежды, праздничность пиршественных столов, пейзаж с далекими светлыми горками и тонкими деревьями — все производят впечатление радостного, ликующего славословия в красках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: