Влияние искусства Дионисия сказалось на всем ХVI в

На протяжении ХVI столетья многоречивость композиций, появившаяся в живописи рубежа веков, все более усиливаются. Удивительно уживаются жанровые, бытовые моменты с несомненным тяготением к сложным богословским сюжетам, к назидательному толкованию, приводящему к притче. Первые примеры таких произведений, например «Видение Иоанна Лествичника» обладает композиционной стройностью, но изображение «многолюдно», требует напряженного размышления над всеми символами и аллегориями. Кроме того, Церковный собор 1553—1554 гг. разрешил изображать на иконах живые лица царей, князей, а также «бытийное письмо», т.е. исторические сюжеты. Прекрасная иллюстрация этому — икона «Церковь воинствующая» (другое название — «Благословенно воинство небесного царя» прославляющая, как и храм Василия Блаженного победу над Казанским ханством.

Справа показана пылающая Казань — «град нечестивых». Благословляемое Богоматерью с младенцем, тремя дорогами направляется к Москве — «горнему Иерусалиму» многочисленное пешее и конное войско (оно же и «воинство Небесного Царя»). Прямо за архангелом Михаилом скачет с алым знаменем юный Иван Грозный. Среди войска и византийский император Константин, русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Войско встречает сонм летящих ангелов. Полноводная река символизирует «третий Рим» — Москву, она противопоставлена иссякшему источнику — «второму Риму» - Византии.

«Благословенно воинство небесного царя»

В XVI в. изменяется и внешний облик икон, обязательно обложенных серебряным басменным или чеканным окладом.

Те же изменения, что и в иконописи, происходят и в монументальной живописи. Еще в старой традиции ХV в. близко по стилю к ферапонтовским исполнены росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля артелью во главе с сыном Дионисия Феодосием (1508). Но появляется и новое — используется необычайно много сцен из Апокалипсиса: тема возмездия.

В языке росписи появляется подробная повествовательность сложных композиций, заданное изображение предков московских князей, начиная от Византийских императоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: