Как подготовиться к публичному выступлению
· Используйте слова и фразы, призванные создавать живые образы.
· Никогда не копируйте целиком чужие идеи.
· Не старайтесь ни «задавить» собеседника, ни демонстрировать кротость и покорность судьбе. Агрессивность и беспомощность отталкивают в равной степени.
· Независимо от ситуации относитесь к другим всегда так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.
· Излишняя напористость создаёт впечатление неуправляемости и конфликтности человека.
· Выслушивайте задаваемые вам вопросы до конца, не перебивая. Старайтесь показать внимание и интерес к вопросу.
· Если отвечаете на вопрос, то говорите только правду или не отвечайте вовсе.
· Ключом к превращению предложений, которые просто описывают деятельность, в предложения, которые создают впечатление о конкретных достижениях, является правильный выбор глаголов.
Существует форма глагола, вызывающая у слушателя представление о вполне реальных результатах. Например, выполнил, разработал, увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Это глаголы совершенного вида.
Другие же глаголы и словосочетания с глаголами являются более неопределенными по отношению к результату деятельности. Такие глаголы, как работал, отвечал, участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях, чем о достигнутых результатах. Такие глаголы являются глаголами несовершенного вида.
Использование глаголов совершенного вида позволяет кандидату создавать иллюзию конкретных успехов при выполнении какой-либо работы.
· Создает впечатление уверенности в себе и правильная осанка, которая делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе благоприятное впечатление, осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, плечи расправлены. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.
· Помните, что важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите это.
· Никогда не подавайте то, что все ожидают. Искусство удачной презентации состоит в умении хитрить.
Психолог Альберт Мехрабян утверждает1:
· 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они ВИДЯТ. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики и жестов, выражения лица, характера зрительного контакта;
· 38% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они СЛЫШАТ, то есть тоном и высотой голоса, темпом речи и использованием пауз, ясностью речи, произношением и акцентом;
· 7% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются теми СЛОВАМИ, которые они слышат.
Во время выступления следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.
При подготовке к выступлению психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:
· Как вы используете свою улыбку?
· Стоите (или сидите) ли вы прямо?
· Есть ли у вас зрительный контакт с собеседником?
· Не выглядите ли вы нервным?
· Как вы используете свои руки?
· Как вы входите в комнату?
· Является ли ваше рукопожатие сильным и деловым?
· Стоите ли вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?
· Дотрагиваетесь ли вы до человека, когда говорите с ним?
А теперь ознакомьтесь с перечнем отрицательных и положительных сигналов, влияющих на формирование впечатления о вас.